Проблема человека и общества в философии Просвещения

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное

знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется

вширь, выходя за пределы университетов в светские салоны, становясь предметом

обсуждения. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных

возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и

социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения.

На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс. При этом

просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который

опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.

Оптимизм просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало

умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной

Просвещения стала Англия - раньше других вставшая на путь капиталистического

развития. В Англии философия просвещения нашла свое выражение в творчестве

Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.

В своих работах Локк разработал принципы естественного права, предложил

тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего

силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных

права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка

тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Локк как и представители

классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность

каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов

является необходимым следствием принятия неотчуждаемых прав, а правопорядок

должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом

соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный

прием, благодаря прежде всего Вольтеру: человек в философии XVIII века

предстает как изолированный индивид, действующий в соответствии со своими

интересами, но с другой стороны философы, отменяя прежние, добуржуазные формы

общности предлагают новую - юридическую всеобщность, перед которой все

индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения

от национальных и сословных границ.

В творчестве просветителей появился новый герой - “гражданин мира” : ему

чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит “хороших людей” в

любом народе, сословии, вероисповедании. Главный вопрос, который пытается

разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости “частного

человека”, то есть индивида, который руководствуется только собственными

интересами, и “человека вообще” - носителя разума и справедливости.