Проблема человека и общества в философии Просвещения
XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное
знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется
вширь, выходя за пределы университетов в светские салоны, становясь предметом
обсуждения. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных
возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и
социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения.
На знамени просветителей написаны два лозунга - наука и прогресс. При этом
просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который
опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.
Оптимизм просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало
умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Не случайно родиной
Просвещения стала Англия - раньше других вставшая на путь капиталистического
развития. В Англии философия просвещения нашла свое выражение в творчестве
Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.
В своих работах Локк разработал принципы естественного права, предложил
тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего
силу буржуазного класса.
К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных
права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка
тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Локк как и представители
классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность
каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов
является необходимым следствием принятия неотчуждаемых прав, а правопорядок
должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом
соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.
Из Англии идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили восторженный
прием, благодаря прежде всего Вольтеру: человек в философии XVIII века
предстает как изолированный индивид, действующий в соответствии со своими
интересами, но с другой стороны философы, отменяя прежние, добуржуазные формы
общности предлагают новую - юридическую всеобщность, перед которой все
индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения
от национальных и сословных границ.
В творчестве просветителей появился новый герой - “гражданин мира” : ему
чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит “хороших людей” в
любом народе, сословии, вероисповедании. Главный вопрос, который пытается
разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости “частного
человека”, то есть индивида, который руководствуется только собственными
интересами, и “человека вообще” - носителя разума и справедливости.