Движение, пространство и время в философии

Существование любого материального объекта возможно только благодаря

взаимодействию образующих его элементов, атом существует лишь постольку,

поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и

электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только

благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и

органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми,

взаимодействию различных подсистем социального организма.

Кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями обществ

происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут

включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра

и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из

молекул могут строиться макротела и т. д.

Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа

материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее

по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к

изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные

в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия

материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под

движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в

пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний

объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение-это и взаимное

превращение элементарных частиц, расширение Метагалактики, и обмен веществ в

клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их

социальной жизни.

Материя не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь

благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. При их

уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты,

которые, в свою очередь. характеризуются определенным набором типов и форм

движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же

абсолютно, как абсолютна сама материя.

В обыденной жизни движение часто отождествляется с перемещением тел в

пространстве. А так как одни тела могут перемещаться относительно поверхности

3емли, а другие покоиться, то обыденное сознание противопоставляет эти два

состояния- покой и движение, считая их как бы равноправными. Однако всем,

кто знаком хотя бы с общими принципами механики, ясно. что говорить о покое

можно только по отношению к некоторой системе отсчета. Ваш дом покоится

относительно поверхности 3емли, но он вращается вместе с 3емлей вокруг ее

оси, перемещается вместе с 3емлей в пространстве относительна солнца. Вместе

с 3емлей и Солнцем он вращается вокруг Центра нашей галактики, совершая

движение относительно ее ядра со скоростью примерно 250 км. Наконец,

вследствие расширения Вселенной вместе с нашей галактикой он может удаляться

от других галактик. Таким образом, те предметы, которые мы называем

покоящимися, на самом деле находятся в состоянии движения.

Таким образом, понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний

движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его

качества. Поэтому покой относителен, а движение абсолютно, оно есть

неотъемлемое свойство, атрибут материи.

Основные типы движения

Правомерно говорить о двух основных типах движения: первый тип движения- это

движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще

один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с

изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение

предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой

особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.

Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты

образуют более сложную систему, новый объект.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых

качественных состояний, которые как развертывают потенциальные возможности,

скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях,

характеризуются как развитие. Процесс развития- это всегда переход из одного

качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов

организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

Выделим две разновидности процессов развития. Первая разновидность-это

процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего

вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая- процессы перехода

от одного уровня к другому.

Формы движения материи

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно разнообразные

формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута

Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие

принципы:

1)формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации

материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя

форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, то

есть форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения

качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф.

Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую

классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и

социальное движения материи.

Формы движения, перечисленные в указанной классификации можно разбить на три

блока Соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим

в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе и

обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической

форм движения,. живую- биологическая а общество- социальная форма движения.

Понятие пространства и времени

3ададимся вопросом, каков смысл категорий “пространство “и “время”. В своей

деятельности мы обнаруживаем такие особенности структурной организации мира,

что части и элементы, из которых построены материальные объекты, определенным

образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые

конфигурации, что задает границы объекта по отношению к окружающей среде.

Можно сказать, что каждый объект характеризуется своеобразной “упаковкой”

входящих в него элементов, их расположенностью относительно друг друга, и это

делает любые объекты протяженными. Кроме того, каждый объект занимает какое-

то место среди других объектов, граничит с ними. Все эти предельно общие

свойства, выражающие структурную организацию материального мира,-- свойства

объектов быть протяженными, занимать место среди других, граничить с другими

объектами- выступают как первые, наиболее общие характеристики пространства.

Если их абстрагировать из действительности и отделить от самих материальных

объектов, то мы получим представление о пространстве как таковом. Именно так

и складываются представления о пространстве и понятие пространства. Понятие

пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя

дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры,

если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь не

членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не

имело бы смысла. Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия

времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных

объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой

процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить

некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую.

Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна

стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие

особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение

различных длительностей может стать основой для количественных мер,

выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Если эти

характеристики абстрагировать от самих процессов и рассмотреть отношения

длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы

получаем представление о времени как таковом. Представление о времени и

понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку мир находится в

состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие

времени не имело бы смысла.