Дж. Локка.

Материализм - одно из главных философских направлений; признает

объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи,

существующий вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой

действительности. Как идейное течение материализм многогранен:

- наивный материализм (Демократ, Эпикур);

- вульгарный (Фогт, Бюхнер), антрополог (Фейербах, Чернышевский);

- метафизические (Бэкон, Гоббс, Локк).

Как видно для метафизического материализма характерны 2 установки:

1) рассмотрение природы как непосредственного данного, всегда ровного себе,

неразвивающегося целого, вращающееся в одних и тех же вечных кругах;

2) создание всеобъемлющей системы знания, фиксирующей истину как бы в

окончательном и завершенном виде.

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность

является главной формой достоверного познания. Сенсуализм стремится вывести

все содержание познания из деятельности органов чувств. Материалистический

сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания

с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира.

Видными представителями материалистического сенсуализма в 17 в являлись Гоббс

и Локк.

Основные положения Гоббса (Гоббс систематизировал Бэконовский материализм):

1) Гоббс конкретизировал понятие материи. Он больше оперировал с понятием

формы, чем с понятием материи. Движение - атрибут существования материи.

2) Он первым дал критику средневековому провиденциализм (все исходит от

бога). Остальные философы не могли дать такую критику. Этот провиденциализм

есть продукт фантастического отражения тех реальностей, которые есть в мире.

Бог есть вымысел. Он есть продукт фантастического представления времени.

Природа движется и развивается само. (Идея самоуважения).

3) Жизнь возникла в результате общественного договора. Естественно состояние

- эпоха войны со всеми, поэтому люди должны были жить на основе договора.

Монархия - высшая форма государственности.

Учение о государстве:

а) государство необходимо человеку для реализации своих потребностей.

Нужда научила людей различным ремеслам и наукам;

б) Развитие общества осуществляется без вмешательства бога и носит

естественный характер.

4) Гоббс признает перемены, катаклизмы, вызванные неправильным управлением

обществом. Изменения возникают под влиянием человеческих потребностей.

Локк: Локк, исходя из основных положений сенсуализма предприняв

попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания,

хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. По

Локку, первичные факторы - это тело, материя и т. д., а вторичные факторы -

цвет, вкус, запах, характеристики воспринимающегося субъекта.

Свобода - неотъемлемая характеристика общества.

1) Право на жизнь;

2) право на собственность;

3) право на свободу.

Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических,

ни практических (нравственных), включая идею Бога, а все человеческие знания

проистекает из опыта - внешнего (ощущение) и внутреннего (рефлекса). В основе

знания лежат простые идеи , направляемые возбуждаемые в уме различными

качествами тел - первичными, с которой эти идеи сходны (фигура, плотность),

или вторичными, с которыми идеи ясные и смутные, реальные и фантастические.

Идеи Локка положили начало ассоциативной психологии - направление в

психологии, в которых понятие ассоциации ( связи, образующейся при

определенных условиях между двумя или более психическими образованиями -

ощущениями, двигающими актами, восприятиями и т. д.) выступало как главный

объяснительный принцип всей психической жизни. Локк предположил здесь, что

поскольку взаимодействие организма с физическим миром совершается по законам

механики, то и связи идеи возникают по этим же законам.