Философия жизни”. Ф.Ницше. А.Бергсон. О.Шпенглер

Ф. ж. - субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся в

Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв.

Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и

др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира и была

попыткой ограниченность механистического материализма идеалистическими

методами. Появление Ф. ж. в некотором смысле знаменовало переход к

иррационализму и нигилизму. В центре ее лежит понятие жизни как абсолютного,

бесконечного начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно,

многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или

разума, она постигается только интуитивно, доступна переживанию. В 20-30 гг.

идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э.Шпрангера, а также

в работах Л.Клагеса и А.Боймлера, послуживших опорой идеологии фашизма.

Некоторые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциализма. Фридрих Ницше

(1844-1900) - представитель волюнтаризма (лат. Voluntas - воля; направление

идеалистической философии, признающее волю как основу всего сущего. Следует

различать два вида В. - как форму объективного и субъективного идеализма,

типичным представителям первой - А.Шопенгауэру и Э.Гартману - свойственен

фаталистический тотальный пессимизм, второй - Штирнеру и Ницше - агрессивное

воление) и один из основоположников современного иррационализма (философское

учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и

признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.).

Вместо классических понятий “материя” и “дух” ставит “жизнь” как “волю к

власти”. С этой позиции познание выступает как “орудие власти”. В законах

науки он видит только “полезные фикции”, в истине - полезное заблуждение

(прагматизм-приложение волюнтаризма к логике и гносеологии). Этот

гносеологический релятивизм сопровождается в этике противопоставлением

расхожей “морали рабов” “морали господ”, связанной с идеей “сверхчеловека”.

Анри Бергсон (1859-1941) - представитель версии интуитивизма. В учении

использованы мотивы Платона, позднего Шеллинга, Шопенгауэра. Центральное

понятие идеализма Б.- “чистая”, нематериальная “длительность”, отличаемая от

“времени” как искаженном интеллектом представлении о “длительности” -

первооснове всего сущего. Материя, время, движение - лишь частные формы

проявления длительности в рассудочных схемах науки. Познание длительности

доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное

“постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим

действительность”. Во взглядах на общество оправдывал классовое господство,

считая его “естественным” состоянием, а войну - законом природы. Редиска.

Освальд Шпенглер (1880-1936) - теоретик культуры, историк, публицист.

Основное сочинение Ш., излагающее его философию истории,-”Закат Европы”.

Говорит, что Бисмарк это “о-го- го”, а война -”вечная форма высшего

человеческого бытия”. Отрицает понятие прогресса, противопоставляя ему

исторический фатализм, отвергает, негодяй, закономерное единство всемирно-

исторического развития. История распадается на ряд независимых, уникальных,

циклических “культур “ - особых сверхорганизмов, переживающих периоды

возникновения, расцвета и умирания. Задача философии - постижение

“морфологической структуры” каждой такой “мультуры”, в основе которой “душа

культуры”. Философия жизни утверждает, что познание основанное на логике

человеческого разума спекулятивно, поскольку оперирует с логическими

идеальными конструкциями не существующими в реальном мире. Этот взгляд, по

видимому, основывался на том факте, что технический рывок конца прошлого века

не дал человечеству ожидаемого от него счастья и достатка. Отсюда неверие в

силу разума и поиск новых форм. Философия жизни должна утверждать

самоценность жизни но поскольку она философия она ищет общие основы этой

жизни в частности волю и т.д. Неудивительно поэтому, что законы биологической

природы, в частности отношения хищник-жертва, были перенесены на жизнь

человеческого общества.