Философия жизни”. Ф.Ницше. А.Бергсон. О.Шпенглер
Ф. ж. - субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся в
Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20 вв.
Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии, психологии и
др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической картины мира и была
попыткой ограниченность механистического материализма идеалистическими
методами. Появление Ф. ж. в некотором смысле знаменовало переход к
иррационализму и нигилизму. В центре ее лежит понятие жизни как абсолютного,
бесконечного начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно,
многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства или
разума, она постигается только интуитивно, доступна переживанию. В 20-30 гг.
идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве Шпенглера и Э.Шпрангера, а также
в работах Л.Клагеса и А.Боймлера, послуживших опорой идеологии фашизма.
Некоторые идеи Ф. ж. послужили истоками экзистенциализма. Фридрих Ницше
(1844-1900) - представитель волюнтаризма (лат. Voluntas - воля; направление
идеалистической философии, признающее волю как основу всего сущего. Следует
различать два вида В. - как форму объективного и субъективного идеализма,
типичным представителям первой - А.Шопенгауэру и Э.Гартману - свойственен
фаталистический тотальный пессимизм, второй - Штирнеру и Ницше - агрессивное
воление) и один из основоположников современного иррационализма (философское
учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и
признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.).
Вместо классических понятий “материя” и “дух” ставит “жизнь” как “волю к
власти”. С этой позиции познание выступает как “орудие власти”. В законах
науки он видит только “полезные фикции”, в истине - полезное заблуждение
(прагматизм-приложение волюнтаризма к логике и гносеологии). Этот
гносеологический релятивизм сопровождается в этике противопоставлением
расхожей “морали рабов” “морали господ”, связанной с идеей “сверхчеловека”.
Анри Бергсон (1859-1941) - представитель версии интуитивизма. В учении
использованы мотивы Платона, позднего Шеллинга, Шопенгауэра. Центральное
понятие идеализма Б.- “чистая”, нематериальная “длительность”, отличаемая от
“времени” как искаженном интеллектом представлении о “длительности” -
первооснове всего сущего. Материя, время, движение - лишь частные формы
проявления длительности в рассудочных схемах науки. Познание длительности
доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное
“постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим
действительность”. Во взглядах на общество оправдывал классовое господство,
считая его “естественным” состоянием, а войну - законом природы. Редиска.
Освальд Шпенглер (1880-1936) - теоретик культуры, историк, публицист.
Основное сочинение Ш., излагающее его философию истории,-”Закат Европы”.
Говорит, что Бисмарк это “о-го- го”, а война -”вечная форма высшего
человеческого бытия”. Отрицает понятие прогресса, противопоставляя ему
исторический фатализм, отвергает, негодяй, закономерное единство всемирно-
исторического развития. История распадается на ряд независимых, уникальных,
циклических “культур “ - особых сверхорганизмов, переживающих периоды
возникновения, расцвета и умирания. Задача философии - постижение
“морфологической структуры” каждой такой “мультуры”, в основе которой “душа
культуры”. Философия жизни утверждает, что познание основанное на логике
человеческого разума спекулятивно, поскольку оперирует с логическими
идеальными конструкциями не существующими в реальном мире. Этот взгляд, по
видимому, основывался на том факте, что технический рывок конца прошлого века
не дал человечеству ожидаемого от него счастья и достатка. Отсюда неверие в
силу разума и поиск новых форм. Философия жизни должна утверждать
самоценность жизни но поскольку она философия она ищет общие основы этой
жизни в частности волю и т.д. Неудивительно поэтому, что законы биологической
природы, в частности отношения хищник-жертва, были перенесены на жизнь
человеческого общества.