Материалистический атомизм Демокрита и Эпикура.
Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть
нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает материалистическую
трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую
физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество,
тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту,
разделены пустотой, пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема:
отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит,
однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Демокрит различает
мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир
чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность
которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их
можно только мыслить. Атомы Демокрита различаются по форме и величине;
двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу
различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые,
заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему
восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механического объяснения мира: целое у
него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их
случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме
отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение
не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в
чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет"
единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые
трактует материалистически.
Учение Демокрита было дополнено и развито Эпикуром. Эпикур приписывает атомам
еще одно свойство - тяжесть. Он также допускает и признает закономерным и
определенное отклонение от прямолинейного движения, это дает возможность
более "диалектического" понимания проблемы движения. Согласно Эпикуру, душа -
это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная
по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. Свою теорию
Эпикур распространяет и на область этики и общественного устройства. В этике
он исходил из индивидуалистических, в сущности сенсуалистских позиций.
Человек, по Эпикуру, является чувствующим существом, и его чувства суть
основной критерий морали. Высшим благом Эпикур признавал блаженство,
наслаждение. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в
достижении определенного душевного равновесия - спокойствия души, а тем самым
и счастья. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из
человеческой сущности. Принцип наслаждения отражался и на социальных
воззрениях Эпикура. Общество, считал он является совокупностью индивидов,
которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу.
Эпикур в определенной мере предвосхищает позднейшую теорию общественного
договора.