Материалистический атомизм Демокрита и Эпикура.

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть

нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает материалистическую

трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую

физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество,

тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту,

разделены пустотой, пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема:

отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит,

однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Демокрит различает

мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир

чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность

которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их

можно только мыслить. Атомы Демокрита различаются по форме и величине;

двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу

различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые,

заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему

восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механического объяснения мира: целое у

него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их

случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме

отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение

не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в

чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет"

единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые

трактует материалистически.

Учение Демокрита было дополнено и развито Эпикуром. Эпикур приписывает атомам

еще одно свойство - тяжесть. Он также допускает и признает закономерным и

определенное отклонение от прямолинейного движения, это дает возможность

более "диалектического" понимания проблемы движения. Согласно Эпикуру, душа -

это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная

по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание бессмертия души. Свою теорию

Эпикур распространяет и на область этики и общественного устройства. В этике

он исходил из индивидуалистических, в сущности сенсуалистских позиций.

Человек, по Эпикуру, является чувствующим существом, и его чувства суть

основной критерий морали. Высшим благом Эпикур признавал блаженство,

наслаждение. Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в

достижении определенного душевного равновесия - спокойствия души, а тем самым

и счастья. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из

человеческой сущности. Принцип наслаждения отражался и на социальных

воззрениях Эпикура. Общество, считал он является совокупностью индивидов,

которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу.

Эпикур в определенной мере предвосхищает позднейшую теорию общественного

договора.