Общественного процесса.
Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется законам
существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы
развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие
человека. Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит
в возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и
неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость
проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать,
контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом
соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых
обществом, историей, собственной волей индивида. Неуниверсальность же состоит
в том, что многие действия человека, которые могли бы определятся (и иногда
определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто
регулируются другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее
ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.
Существование человека - не внеприродное, но и не только природно-телесное.
Специфика его состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех
относительно разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный
человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это
первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек
существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и
взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение
бытия человека. Человек существует и как социально-историческое существо
(третье измерение его существования). Все три измерения человеческого
существования, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.
Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию
отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания
каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от
сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством
природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового,
личностного и общественного. Каждый из нас - реальность для самого себя. Мы
существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание. Духовное - это
единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и
бессознательного (тоже многоразличные по конкретным формам своего
существования и проявления), включает знания, воплощающиеся,
материализующиеся в формах естественных языков искусственных знаково-
символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также
нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии
нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно
различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших
подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности
индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может
существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе,
объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид -
индивидуализированное бытие духовного - включает прежде всего сознание
индивида. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности мозга
и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и
диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоит, что
сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических
процессов, к ним принципиально не сводимы. Индивидуализированное духовное в
широком смысле слова включает и бессознательное. Бытие индивидуализированного
духовного - важнейшая сторона бытия индивида. Без нее невозможно человеческое
бытие, его диалектическое развитие. И что особенно важно,
индивидуализированное духовное "локализовано" в общественном человеке и по
своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также
бытием общества и развитием истории. Вот почему индивидуализированное и
внеиндуализированное духовное так тесно переплетены, способны "переливаться"
друг в друга. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности
конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить
"вовне". И тогда возникает духовное второе типа - объективированное
(внеиндивидуальное) духовное. Специфика объективированного бытия заключается
в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные
естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться
и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.