Тема 5. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Законодательное обеспечение экологической безопасности: нормативно-правовые акты, надзор за их соблюдением и ответственность за экологические правонарушения.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России. Реализация экологической безопасности на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Система мониторинга окружающей среды: понятие и основные задачи. Классификация видов экологического мониторинга и их краткая характеристика.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятиях. Экономические механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Экозащитная техника и технологии.

Экологическая экспертиза: цель, содержание, основные типы. Роль общественных организаций и граждан в обеспечении экологической безопасности. Экологическая сертификация.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Деятельности международных организаций по профилактике неблагоприятных воздействий на окружающую среду и здоровье населения. Международные конференции, документы и программы в области защиты биосферы. Концепция безопасного устойчивого развития человечества.

Законодательное обеспечение экологической безопасности

Экологическое законодательство РФ составляют:

* Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;

* Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ;

* Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ;

* Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;

* Водный Кодекс РФ от 16.11.95;

* Лесной кодекс РФ от 29.01.97.;

* Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 8.08.2001) № 27-ФЗ;

* Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты.

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется госу­дарственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государст­венные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Госу­дарственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерст­во РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодатель­ства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологи­ческих правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нару­шающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические пра­вонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологи­ческие правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологи­ческие преступления», являются:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производ­стве работ;

— нарушение правил обращения с экологически опасными веще­ствами и отходами;

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

— загрязнение вод;

— загрязнение атмосферы;

— загрязнение морской среды;

— нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

— порча земли;

— нарушение правил охраны и использования недр;

— незаконная добыча водных животных и растений;

— нарушение правил охраны рыбных запасов;

— незаконная охота;

уничтожение критических местообитаний для организмов, зане­сенных в Красную книгу;

— незаконная порубка деревьев и кустарников;

— уничтожение или повреждение лесов;

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

— экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтоже­ние растительного, животного мира (в том числе людей), отравление ат­мосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от две­надцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различ­ные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенными видами деятельности, штрафы.

 

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

- экологизацию экономики;

- создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

- выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти измене­ния, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «на­блюдающий», «предостерегающий». Существует несколько со­временных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природ­ной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явления­ми, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практи­ческие направления:

· наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

· оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;

· прогноз состояния окружающей среды в результате воз­можных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюдения различают: атмосфер­ный, воздушный, водный, почвенный, климатический монито­ринг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

• глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологиче­ские компоненты, и предупреждение о возникающих экс­тремальных ситуациях;

• базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в ос­новном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

• национальный — мониторинг в масштабах страны;

• региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;

• локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

• импактный мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг — это система наблюдений за хими­ческим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг — система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (навод­нения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг — мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг — мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг — в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппара­тов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и ре­гистрацию опытных данных.

 

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент – это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностямиобъекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии – это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природо­пользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, сниже­ние платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» това­ров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, вы­полнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ре­визию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

- выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

- определение уровня экологичности компании;

- функционирование систем экоуправления;

- получение экологического сертификата;

- выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;

- составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологии представляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической эксперти­зы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой осно­ве альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негатив­ных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия на­мечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проект­ную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нор­мативно-технических документов на новую технику, технологию, мате­риалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также приме­няемого законодательства.

Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заклю­чение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

— исходные данные, характеризующие состояние окружающей сре­ды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;

— перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характе­ризуются количественными и качественными показателями;

— данные о воздействии различных вариантов проектируемого со­оружения на исходное состояние окружающей среды;

— компенсационные меры, включая технические и/или финансо­вые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воз­действий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздей­ствия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осу­ществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандар­там качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасно­сти осуществляется в рамках деятельности ряда международных органи­заций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

* охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);

* комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);

* специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой при­роды, международных озер, рек, безопасность ядер­ных источников энергии и т. п.).

Защита окружающей природной среды - одна из приоритетных целей Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений, что предусмотрено Уставом этой организации. Кроме того, ООН при­звана оказывать содействие разрешению международных проблем в об­ласти экономической, социальной жизни, здравоохранения, повыше­ния уровня жизни населения, соблюдения прав человека. ООН сыграла ведущую роль в выработке следующих форм межгосудар­ственного сотрудничества в сфере охраны природы:

* участие в международных конвенциях;

* подписание соглашений о проведении природоохранных мероприятий и реализации различных проектов;

* проведение международных конференций по актуальным экологичес­ким проблемам;

* разработка экологических концепций, способов реализации международных программ.

15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие этого документа предусматривалось рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в том же году. Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-участниц), Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды.

Совет управляющих определяет основные направления деятельности ЮНЕП. Приоритетные направления на ближайшие годы:

* здоровье человека, санитария окружающей среды;

* охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

* океаны;

* охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

* энергия;

* образование, профессиональная подготовка;

* торговля, экономика, технология.

В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и при­родных ресурсов (МСОП) - неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации. Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудниче­ства государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:

* реализации региональных программ охраны природной среды;

* сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;

* сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памят­ников природы;

* организации заповедников, резерватов, национальных природных пар­ков;

* экологического просвещения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека примени­тельно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой. Направления деятельности ВОЗ:

* санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;

* анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состо­янием окружающей среды;

* санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества.

ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления горо­дов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.

Специализированная организация ООН в области сельского хозяйства и продовольствия ФАО была образована в 1945 году. В поле зрения этой международной структуры находятся экологические проблемы в облас­ти сельского хозяйства и мировых продовольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование при­родных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, ле­сов, биологических ресурсов Мирового океана.

ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, состоялись международные кон­ференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опусты­ниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздей­ствия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы монито­ринга окружающей среды (ГСМОС). В качестве координатора системы выступает ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

В рамках системы ГСМОС осуществляются программы мониторинга состояния атмосферы; трансграничного загрязнения воздуха; здоровья человека; Мирового океана; возобновляемых ресурсов суши. [20]

Международные акты в области охраны природы

Основная цель международного сотрудничества в области охраны окру­жающей среды - объединение усилий мирового сообщества для обеспе­чения экологической безопасности, совершенствования методов эко­логического контроля и оценок состояния окружающей природной среды. Ключевым этапом на пути решения глобальных экологических проблем и укрепления экологической безопасности являются международные конференции, итогом которых служит разработка важнейших международных актов в области охраны окружающей среды.

Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООН по окружа­ющей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере.

Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формули­руется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. В частности, эти принципы предусматривают:

* сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

* право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

* суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

* сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды;

* избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных Организаций.

Одно их исторических решений конференции - создание постоянно дей­ствующего органа ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Про­грамма ООН по окружающей среде), образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в котором участвовали все европейские стра­ны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов при­нятого форумом Заключительного акта был посвящен вопросам эколо­гической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы международного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах).

В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлага­лось использовать обмен информацией, проведение конференций, об­мен научными работниками.

В ходе Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ 1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей сре­ды и выполнению хельсинских договоренностей. Итоговый документ Венской встречи содержал, в частности, следующие рекомендации:

* сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

* разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;

* поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение производ­ства веществ, способствующих разрушению озонового слоя;

* развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

* обмен сведениями о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

* активизация исследования явлений глобального потепления климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее пос­ле Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. На конференции были одобрены и приняты пять основных документов:

«Декларация Рио об окружающей среде и развитии», предусматривающая принципы охраны окружающей сре­ды;

«Повестка дня на XXI век» - обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;

«Заявление о принципах по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов»;

«Конвенция по биоразнообразию»;

«Рамочная конвенция по проблеме изменений климата».

Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окру­жающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засуш­ливым зонам.

Кроме того, на Конференции была принята стратегия устойчивого развития, которая продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию.

Сейчас понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях. Концепция, ориентированная на сохранение «природного капитала», сводится к необходимости сбалансировать деятельность человека со способностью природы восстанавливаться.

Основная литература по теме: 1,2

Дополнительная литература по теме: 2, 3, 7, 10.