Силы и моменты, действующие на автомобиль.
Можно рахделить на 2 основные группы:
1. Движущие.
2. Оказывающие сопротивление движению.
Основной движущей силой АТС является касательная реакия дороги на ведущзее колесо ватомобиля, которая возникает в результате таботы двигателя и обуславливается взаимодействием колеса с дорогой.
Рассмотрим причину, обуславливающую возникновение тангенциалной реакции Pt.
Дял возникновения Pt к колесу прикладывается момент от двигателя. велечина прикладываемого момента определяется мощностью двигателя и числом его оборотов:
, Н×м.
Ne – мощность, кВт;
nk - частота вращения коленвала, мин-1.
При изучении эксплуатациооных свойств особой значение имеет знание характеристик двигателя, установленного на АТС. Исходными данными для определения тангенциальной силя является внешняя скоростная характеристика двигателя, представляющая собой зависимость мощности и момента двигаетля от частоты вращения коленвала.
Скоростные характеристики получают путем стендовых испытаний двигателя согласно существующих методик. Внешеняя скоростная характеристика это показатели двигателя Ne=f(nk), Mк=f(nk), соответствующие работе двигателя при полной подаче топлива.
Методы определения ВСХ различны в разных тсранах. На Украине успользуют методы стендовых испытаний, регламентированые ГОСТ 14846-81.
Внешний вид ВСХ следующий:
Двигатели грузовых автомобилей, а также двигатели оборудованые ограничителями частоты вращения и ВСХ этих двигателей будет с регултрной ветвью соответствующей срабатыванию этого регулятора.
Характеристичными для ВСХ явялются точки соответствующие максимальной мощности, максимальному моменту и частоты при которых они достигаются, для ВСХ с регуляторной ветвью - точка срабатывания ограничтеля.
Для оценки эксплуатационных свойств большое значение имеет характер кривой Мк=f(nk), имеющий максимум при частоте nMmax,, меньших, чем частоты при которых достигается максимальная мощность.
Если АТС движется м частота вращения вала двигателя n больше, чем частота nMmax, то ограничесние нагрузки надвигатель (12%). Падение оборотов при этом приводит к возрастанию крутящего момента на валу.
Если увеличение нагрузки вызывает уменьшение частоты в пределах от nMmax до nNmax, то двигатель автомобиля приспосабливается к изменению нагрузки и работает устойчиво. При одном и том же изменении нагрузки изменение частоты вращения, а следовательно и связаной с ней скоростью движения АТС будет тем менньше, чем больше в каждой точке кривой ее производная .
Пределы изменения нагрузки на двигатель, соответствующие его устойчивой работе, т.е. способности автоматически приспосабиваться к изменению нагрузки оценивают запасом крутящего момента.
.
Отношение .
Отношение частот .
Чем больше kw, тем шире диапазон устойчивой работе двигателя.
Практика показывает, что увеличесние при увеличеснии kw при заданом значении nMmax приводят к росту топливной эконтомичности двигателя и АТС в целом.
Для карбюраторных двигателей kw=1,5 – 2,5.
Для дизелей без наддува kw=1,4 – 2,0.
При росте тягово-скоростных свойств АТС удобно использовать не экспериментальные крывые, а кривые полученые расчетным путем. Существует бобььшое количество методов, похволяющих расчитать ВСХ двигателя. при этом наиболее точные результаты получают при использовании эмпирической формулы Лейдермана:
, кВт
где а, b, c – коэфициенты: для бензиновых дизелей а=b=c=1;
для дизелей (2-хтактных) а=0,87; b=1,13; c=1;
для дизелей (4-хтактных) а=0,53; b=1,56; c=1,08.
Для дизелей значения а, b, c могут коректироваться в зависимости от формы камеры сгорания.
Мощность, развиваемая двигателем и пеердаваемая к колесу по мере ее передачи уменьшается в силу потери мощности в процессе передачи.