Вопрос 4. Показатели, характеризующие объем производства и продаж, методика их расчета

Анализ работы организации промышленности начинают с изучения показателей выпуска и реализации продукции. Это показатели:

· объема производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

· структуры и качества продукции;

· равномерности и ритмичности производства и реализации продукции.

Оценка продукции возможна в различных измерителях: в натуральных и условно-натуральных, в трудовых измерителях (нормо-часах) и в стоимостных.

Обобщающие показатели производства и реализации продукции получают с помощью стоимостной оценки, они связаны с методикой расчета:

1. Валовая продукция (ВП) - это стоимость всей произведенной продукции за минусом внутрихозяйственного оборота.

2. Товарная продукция (ТП) = Валовая продукция - Незавершенное производство.

3. Готовая продукция = Товарная продукция - Полуфабрикаты - Работы и услуги промышленного характера.

4. Отгруженная продукция (ОП) = Товарная продукция - Остатки готовой продукции на складе.

5. Реализованная продукция (РП) = Отгруженная продукция - Остатки отгруженной продукции на складе.

6. Чистая продукция = Валовая (Товарная) продукция - Материальные затраты (включая амортизацию).

В целях планирования используется также условно чистая (нормативно-чистая) продукция как разность между ВП (ТП) и материальными затратами, за исключением амортизации.

Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Объем реализации продукции или выручка от реализации выражается в действующих ценах оптовых и договорных. В условиях самофинансирования главный критерий оценки деятельности - реализованная продукция.

Динамика ВП, ТП, ОП, РП изучается с помощью абсолютных и относительных показателей динамики. Структура продукции анализируется по ассортименту и номенклатуре. Это показатели удельного веса изделий в общем объеме ее выпуска.

Под ассортиментом продукции понимается полный перечень изделий по наименованиям, видам. Номенклатура - укрупненный перечень производимой продукции, утвержденный в госзаказах и в программных заданиях организации.

Изменение структуры производства оказывает влияние на все экономические показатели: объем выпуска, себестоимость, прибыль, рентабельность. Методами факторного анализа рассчитывают влияние структурных сдвигов с целью устранения негативного влияния на анализируемые результативные показатели.

При анализе качества продукции используются следующие показатели:

· обобщающие (например, удельный вес продукции высшей категории качества в общем объеме и т.п.);

· индивидуальные (например, полезность, технологичность продукции);

· косвенные показатели (например, штрафы за некачественную продукцию, потери от брака и т.п.).

Ритмичность производства — это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренными планом. Для оценки ритмичности используются показатели:

· прямые (показатель аритмичности; коэффициент вариации; удельный вес производства продукции за каждые сутки, декаду, месяц или квартал соответственно к декадному, месячному, квартальному или годовому объему производства);

· косвенные (наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта и т.д.).