Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г.

Самодержавие пало в результате февральской революции 1917 г. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола. Как же охарактеризовать политический режим, существовавший в России с конца февраля по октябрь 1917 г., вплоть до прихода к власти партии большевиков во главе с В. И. Лениным?

Несмотря на неполные восемь месяцев существования, можно говорить о первом в российской истории опыте установления демократического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Термин «демократия» происходит от слов «demos» – народ и «kratos» – власть. Существует множество вариантов истолкования понятия демократия, которые можно свести к двум главным подходам. В первом случае предусматривается приоритет большинства над меньшинством, общего над частным; во втором – на первый план выходят права личности, требующие согласования интересов различных групп в обществе.

Демократический политический режим основан на прямом или косвенном участии народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений и осуществляет контроль над исполнительной властью

Как политический режим демократия характеризуется следующими отличительными признаками:

- суверенитет народа, когда единственным и высшим источником власти признается народ;

- самый важный признак демократии: гарантии прав и свобод человека;

- приоритет прав и свобод гражданина над правами государства;

- наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;

- верховенство закона во всех сферах жизни общества;

- построение государственной власти по принципу «разделения властей»;

- признание политического равноправия граждан;

- сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства, уважение большинством права меньшинства на оппозицию;

- политический плюрализм; наличие конкурентной партийной системы, являющейся основным механизмом формирования воли народа и влияния на правительство;

- публичность власти.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, демократия делится на прямую и представительную формы. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая практика существовала в древнегреческих полисах.

В основе второй формы лежит принцип делегирования народом своих полномочий суверена власти избранным и ответственным перед ним представителям. Существуют различные модели и теории демократии: классическая либеральная (представительная) демократия; элитарная (правление элит с согласия народа); плюралистическая теория демократии, когда демократия – это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы; теория полиархии Р. Даля о существовании разнообразных центров власти, ни один из которых не обладает монопольной властью, и др.

Февральская революция 1917 г. проходила под демократическими лозунгами. В результате революции были созданы два органа власти, руководствовавшихся демократической идеей, но по-разному её себе представлявших. 27 февраля в Петрограде образовался Временный комитет Государственной Думы во главе с председателем Думы М. В. Родзянко, а также Петроградский Совет рабочих депутатов. В результате переговоров между ними после свержения самодержавия формально власть перешла к сформированному Временному правительству во главе с известным земским деятелем князем Г. Е. Львовым. Петроградский Совет, пользующийся поддержкой широких масс, в составе которого преобладали представители умеренных социалистических партий, меньшевиков и эсеров, в целом поддерживал деятельность Временного правительства.

В то же время 1 марта 1917 г. Петроградский Совет опубликовал «Приказ №1 по гарнизону Петроградского округа», согласно которому воинская часть в своих политических выступлениях подчиняется не офицерам, а своему выбранному комитету и Совету. Таким образом подрывался принцип единоначалия в войсках в период военного времени.

Вслед за Петроградом Советы начали возникать повсеместно, сначала в больших и малых городах, а по мере развития крестьянского движения и в деревнях. В итоге сложилась достаточно организованная система рабочих, солдатских и крестьянских Советов.

Временное правительство с самого начала заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений, провозгласило амнистию по политическим делам, декларировало отмену смертной казни. Были расформированы полиция и жандармерия, функции охраны безопасности были переданы создававшейся народной милиции. 4 марта была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров и высших чиновников. 15 апреля 1917 г. Временным правительством было принято Положение о выборах в новые органы местного самоуправления, согласно которому провозглашалось всеобщее и равное избирательное право для российских граждан, включая женщин, военнослужащих и представителей всех национальностей.

Произошла реорганизация системы местного управления – вместо губернаторов были назначены комиссары Временного правительства, создавались земские органы власти на волостном уровне. Органы местного самоуправления стали формироваться на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Но при этом решение аграрного и других важных вопросов, определение формы правления государства было отложено до созыва Учредительного собрания, сроки которого постоянно отодвигались. Россия была объявлена республикой только 1 сентября 1917 г.

Временное правительство настаивало на необходимости довести войну до победного конца. И это решение было крайне непопулярно в народе, требовавшем мира. Именно продолжение войны, неудачные наступления на фронтах явились причиной череды кризисов Временного правительства. После июльского кризиса во главе правительства встал эсер А. Ф. Керенский.

Временному правительству так и не удалось наладить продовольственное снабжение и шире осуществить действенное регулирование экономики, необходимость которого диктовалась нуждами военного времени. Одной из причин его неудач стало отсутствие управленческого опыта государственного уровня у его лидеров.

Все ошибки и неудачи Временного правительства привели к его свержению в октябре 1917 г.