Перечень экзаменационных (зачетных) вопросов по дисциплине

1. Сущность качества.

2. Основные понятия менеджмента качества и квалиметрии.

3. Анализ методов управления качеством.

4. «Пирамида» и «Звезда» качества. Характеристика звезд качества.

5. Роль место и методы управления качеством в системе Тейлора.

6. Особенности «статистического» этапа управления качеством.

7. Сущность концепции TQM.

8. Составляющие затрат на качество.

9. Управление качеством в России.

10. Историческая эволюция менеджмента качества.

11. Факторы, влияющие на качество продукции.

12. Методика построения контрольной карты.

13. Комплексные системы управления качеством продукции.

14. Основные статистические методы управления качеством. Контроль оценка и анализ качества.

15. Показатели потребительского и производственного качества.

16. Технология и этапы управления качеством.

17. Планы статистического контроля качества.

18. Этапы жизненного цикла продукции.

19. Схема и алгоритм одноступенчатого статистического контроля.

20. Роль стандартизации в управлении качеством.

21. Алгоритм и параметры плана последовательного статистического контроля.

22. Методы статистического приемочного контроля.

23. Стандартизация, и ее роль в управлении качеством. Основные положения Государственных стандартов в области систем качества.

24. Методика оценки и анализа затрат на качество.

25. Метод анализа иерархий и его применение при оценке качества услуг.

26. Методика построения диаграммы рассеивания.

27. 14 принципов Деминга.

28. Обоснование экономической целесообразности управления качеством.

29. Планирование качества.

30. Отчет по качеству.

31. Влияние качества на эффективность, конкурентоспособность и прибыль.

32. Стандарты ИСО серии 9000. Разработка систем качества в соответствии с требованиями стандарта.

33. Классификация затрат на качество. Критерии классификации затрат.

34. Сертификация продукции и систем качества.

35. Процессный подход в управлении качеством.

36. Основные процессы в системе менеджмента качества.

37. Особенности оценки качества сервисных услуг.

38. Европейская концепция доказательства качества (ЕКДК).

39. Законодательные основы ЕКДК.

40. Модули оценки соответствия в ЕКДК.

Примечание. Экзамен проводится по билетной системе. В билете два вопроса. Первый вопрос теоретический, второй вопрос практический. Условия допуска к экзамену зачтены все задания по текущему контролю успеваемости.

 

Тесты итогового контроля знаний

ВАРИАНТ 1

 

1. В соответствии с определением ISO термин «качество» означает:

- соотношение между ценой товара и его ценностью для потребителя;

- совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности;

- согласованная с потребителями система характеристик товара (услуги);

- документальное подтверждение факта выполнения требований к товару.

2. Система управления (менеджмента) качества впервые была научно обоснована в трудах:

- Г. Форда;

- Ф. Тейлора;

- А. Файоля;

- Э. Деминга;

- К. Маркса.

3. Показатель качества товара (услуги) это:

- количественная характеристика одного или нескольких свойств товара (услуги), определяющих его (ее) качество;

- численная оценка уровня качества товара (услуги);

- вербальная оценка уровня качества товара (услуги);

- надежность, безопасность и доступность товара (услуги);

- объективная особенность товара (услуги), которая проявляется при его (ее) оказании и потреблении.

4. TQM это:

- постоянное улучшение качества;

- концепция всеобщего (тотального) управления (менеджмента) качества;

- ответственность руководства за обеспечения качества продукции;

- совокупность современных представлений о качестве продукции;

- объективная особенность товара (услуги), которая проявляется при его (ее) оказании и потреблении.

5. В соответствии с современными представлениями субъектом управления качеством является:

- руководство предприятия;

- система управления (менеджмента) качества;

- потребитель товара (услуги);

- производитель товара (услуги);

- государство.

6. В соответствии с современными представлениями объектом управления в системе менеджмента качества является:

- руководство предприятия;

- качество товара (услуги);

- потребитель товара (услуги);

- производитель товара (услуги);

- государство.

7. В соответствии с современными представлениями органом управления качеством на предприятии является:

- руководство предприятия;

- система управления (менеджмента) качества;

- потребитель товара (услуги);

- производитель товара (услуги);

- государство.

8. Существуют следующие методы управления качеством:

- рыночный;

- директивный;

- смешанный;

- все перечисленные выше;

- все перечисленные выше и нормативный метод.

9. В условиях современной рыночной экономики чаще всего используется следующий метод управления качеством:

- рыночный;

- директивный;

- смешанный;

- административный;

- нормативный.

10. В условиях современной рыночной экономики следующий метод управления качеством является самым лучшим для любой отрасли:

- рыночный;

- директивный;

- смешанный;

- нормативный;

- ни один метод не является универсальным, все зависит от особенностей отрасли и товара.

11. Система качества предприятия это:

- совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая достижение требуемого уровня качества;

- методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству;

- документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции;

- непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, с целью установления того, что заданные требования к его качеству выполняются;

- это количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), определяющих ее (его) качество.

12. Программа качества предприятия это:

- совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая достижение требуемого уровня качества;

- методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству;

- документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции;

- непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, с целью установления того, что заданные требования к его качеству выполняются;

- это количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), определяющих ее (его) качество.

13. Надзор за качеством это:

- совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая достижение требуемого уровня качества;

- методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству;

- документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции;

- непрерывное наблюдение и проверка состояния объекта, с целью установления того, что заданные требования к его качеству выполняются;

- это количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), определяющих ее (его) качество.

14. ISO это:

- государственный стандарт РФ в области систем качества;

- система международных стандартов в области качества;

- система стандартов ЕС в области качества;

- система национальных стандартов США в области качества;

- международная организация по стандартизации.

15. При директивном методе управления качеством:

- потребитель продукции управляет ее качеством посредством механизма свободного рынка («голосование кошельком»). Некачественный товар проигрывает в конкурентной борьбе;

- потребитель продукции управляет ее качеством через систему контролирующих (государственных) органов и нормативно-правовых документов;

- государство управляет качеством продукции через систему контролирующих (государственных) органов и нормативно-правовых документов;

- законодательные органы государства управляют качеством продукции через систему контролирующих (государственных) органов и нормативно-правовых документов;

- исполнительные органы государства управляют качеством продукции, руководствуясь системой нормативно-правовых документов.

16. Элементы системы управления качеством это:

- система внутрифирменных стандартов в области качества и мотивации должностных лиц, ответственных за выполнение их требований;

- персонал, поставщики, потребители, руководство предприятия и все заинтересованные лица;

- совокупность органов управления предприятием, функций менеджмента и взаимосвязей между ними;

- система мотивации, система обучения персонала, система взаимоотношений с потребителями и поставщиками, документированная организационная система управления качеством (функции и процессы);

- совокупность элементов организационной структуры предприятия принимающих участие в обеспечении качества выпускаемой продукции.

17. Основными преимуществами рыночного метода управления качеством являются:

- «естественный» механизм управления при котором товар не пользующийся спросом быстро «уходит» с рынка, отсутствие промежуточных звеньев управления делает систему «дешевле», высокая адаптивность системы управления к конкретным условиям рынка;

- утрата преимуществ при монополизации рынка, тенденция к снижению качества в пользу повышения рентабельности предприятия производителя;

- возможность обеспечить выполнение ключевых и социально-значимых требований к качеству продукции вне зависимости от их стоимости, высокая оперативность управления и возможность быстрого устранения с рынка товаров не отвечающих определенным требованиям, квалификация специалистов и возможности контроля качества выше чем у рядового потребителя;

- бюрократизация процесса управления качеством, тенденция к увеличению себестоимости продукции из-за увеличения накладных расходов и потребительских цен из-за увеличения налоговых отчислений, низкая оперативность изменения нормативно-правовых документов.

18. Основными преимуществами директивного метода управления качеством являются:

- «естественный» механизм управления, при котором товар, не пользующийся спросом быстро «уходит» с рынка, отсутствие промежуточных звеньев управления делает систему «дешевле», высокая адаптивность системы управления к конкретным условиям рынка;

- утрата преимуществ при монополизации рынка, тенденция к снижению качества в пользу повышения рентабельности предприятия производителя;

- возможность обеспечить выполнение ключевых и социально-значимых требований к качеству продукции вне зависимости от их стоимости, высокая оперативность управления и возможность быстрого устранения с рынка товаров, не отвечающих определенным требованиям, квалификация специалистов и возможности контроля качества выше, чем у рядового потребителя;

- бюрократизация процесса управления качеством, тенденция к увеличению себестоимости продукции из-за увеличения накладных расходов и потребительских цен из-за увеличения налоговых отчислений, низкая оперативность изменения нормативно-правовых документов.

19. Основными недостатками рыночного метода управления качеством являются:

- естественный» механизм управления, при котором товар, не пользующийся спросом быстро «уходит» с рынка, отсутствие промежуточных звеньев управления делает систему «дешевле», высокая адаптивность системы управления к конкретным условиям рынка;

- утрата преимуществ при монополизации рынка, тенденция к снижению качества в пользу повышения рентабельности предприятия производителя;

- возможность обеспечить выполнение ключевых и социально-значимых требований к качеству продукции вне зависимости от их стоимости, высокая оперативность управления и возможность быстрого устранения с рынка товаров, не отвечающих определенным требованиям, квалификация специалистов и возможности контроля качества выше, чем у рядового потребителя;

- бюрократизация процесса управления качеством, тенденция к увеличению себестоимости продукции из-за увеличения накладных расходов и потребительских цен из-за увеличения налоговых отчислений, низкая оперативность изменения нормативно-правовых документов.

 

20. Основными недостатками директивного метода управления качеством являются:

- «естественный» механизм управления, при котором товар, не пользующийся спросом быстро «уходит» с рынка, отсутствие промежуточных звеньев управления делает систему «дешевле», высокая адаптивность системы управления к конкретным условиям рынка;

- утрата преимуществ при монополизации рынка, тенденция к снижению качества в пользу повышения рентабельности предприятия производителя;

- возможность обеспечить выполнение ключевых и социально-значимых требований к качеству продукции вне зависимости от их стоимости, высокая оперативность управления и возможность быстрого устранения с рынка товаров, не отвечающих определенным требованиям, квалификация специалистов и возможности контроля качества выше, чем у рядового потребителя;

- бюрократизация процесса управления качеством, тенденция к увеличению себестоимости продукции из-за увеличения накладных расходов и потребительских цен из-за увеличения налоговых отчислений, низкая оперативность изменения нормативно-правовых документов.

 

ВАРИАНТ2

1. Этапы жизненного цикла товара это:

- разработка, производство, реализация, эксплуатация, утилизация;

- маркетинговые исследования, технологический процесс, продажа, использование по назначению, утилизация;

- испытания опытных образцов, сдаточные испытания, приемочные испытания, техническое обслуживание, ликвидация экологических последствий эксплуатации;

- маркетинговый, конструкторский, производственный, эксплуатационный.

2. Кто впервые изложил принципы управления качеством («14 пунктов»):

- Г. Форд;

- Ф. Тейлор;

- А. Файоль;

- Э. Деминг;

- К. Маркс.

3. Этапы управления качеством это:

- разработка, производство, реализация, эксплуатация, утилизация;

- маркетинговые исследования, технологический процесс, продажа, использование по назначению, утилизация;

- испытания опытных образцов, сдаточные испытания, приемочные испытания, техническое обслуживание, ликвидация экологических последствий эксплуатации;

- маркетинговый, конструкторский, производственный, эксплуатационный.

4. Что явилось основной предпосылкой разработки концепции MBQ:

- стремление к снижению стоимости жизненного цикла товара;

- необходимость защиты внутреннего рынка;

- стремление добиться рыночных преимуществ за счет рекламы (PR);

- тенденция к повышению роли “неценовых” форм конкуренции, особенно конкуренции качества (снижение стоимости жизненного цикла товара + защита рынка + PR);

- объективная особенность товара (услуги), которая проявляется при его (ее) оказании и потреблении.

5. В процессе своего исторического развития общий менеджмент и менеджмент качества:

- зародились как единая наука, а затем обособились;

- зародились как единая наука, затем обособились, но в настоящее время наблюдается тенденция к их сближению;

- никогда не имели ничего общего;

- всегда развивались параллельно;

- зародились как различные науки, но в настоящее время наблюдается тенденция к их сближению.

6. С точки зрения управления качеством товар и услуга:

- отличаются особенностями производства и оценивания;

- отличаются номенклатурой показателей качества;

- отличаются методами оценки качества;

- отличаются по всем указанным выше составляющим;

- не отличаются друг от друга.

7. Основная причина низкого качества товаров народного потребления в СССР это:

- идеологические соображения;

- непонимание руководством страны и предприятий принципов концепции TQM;

- недостаток финансовых и других ресурсов в сфере производства товаров народного потребления;

- отсутствие рыночного механизма управления качеством;

- исторические особенности развития страны.

8. Квалиметрия это:

- наука о способах измерения показателей качества товаров и услуг;

- наука о способах измерения и квантификации показателей качества;

- наука о способах управления качеством товаров и услуг;

- совокупность способов практического достижения высокого качества товаров и услуг;

- наука о способах воздействия на людей с целью достижения высокого качества их деятельности.

9. В условиях современной рыночной экономики следующие показатели качества товаров и услуг чаще всего регулируются директивно:

- функциональные;

- технические;

- технико-экономические;

- эксплуатационные;

- показатели безопасности.

10. В законодательно не регулируемых сферах современной рыночной экономики следующий метод управления качеством является самым распространенным:

- рыночный;

- директивный;

- смешанный;

- нормативный;

- все методы используются одинаково часто.

11. Сертификация это:

- совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая достижение требуемого уровня качества;

- документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям;

- документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к конкретной продукции;

- это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции;

- процедура проверки предприятия с целью выявления соответствия его системы качества международным стандартам.

12. В том случае, если требования нормативных документов противоречат друг другу, то приоритет имеют:

- требования международных стандартов;

- требования государственных стандартов;

- требования региональных стандартов;

- требования внутрифирменных стандартов;

- требования ТУ.

13. Согласно закону ЕС «Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции» установлена:

- презумпция невиновности изготовителя за ущерб, возникший вследствие использования дефектного продукта;

- презумпция виновности изготовителя за ущерб, возникший вследствие использования дефектного продукта;

- презумпция невиновности потребителя за ущерб, возникший вследствие использования дефектного продукта;

- презумпция виновности потребителя за ущерб, возникший вследствие использования дефектного продукта;

- ограничение величины компенсации за нанесенный ущерб, вследствие использования дефектного продукта.

14. ISO 9000-2000 это:

- государственный стандарт РФ в области систем качества;

- система международных стандартов в области систем менеджмента качества;

- система стандартов ЕС в области качества;

- система национальных стандартов США в области качества;

- сеждународная организация по стандартизации.

15. Государственным стандартом РФ в области систем менеджмента качества является:

- ГОСТ Р ИСО 14001-98;

- ГОСТ Р 50779.11-2000;

- ГОСТ Р ИСО 9000-2001;

- ISO 9000-2000;

- ISO 14000-2003.

16. Согласно требованиям международных стандартов, процедура сертификации системы качества (СК) предприятия начинается:

- с подачи декларации - заявки на сертификацию СК;

- с экспертизы исходных материалов;

- с составления рабочей программы проверки;

- с принятия решения о сертификации;

- с инспекционного контроля стабильности качества продукции.

17. Какой орган принимает решение о сертификации СК предприятия на предмет соответствия требованиям соответствующих стандартов:

- совет директоров предприятия;

- собрание акционеров предприятия;

- независимая экспертная комиссия;

- коллегия Госстандарта РФ;

- технический центр Регистра Госстандарта РФ.

18. Какая продукция является более качественной:

- изготовленная в соответствии с национальными стандартами;

- изготовленная в соответствии с международными стандартами;

- изготовленная в соответствии с региональными стандартами;

- изготовленная в соответствии с внутрифирменными ТУ;

- на этот вопрос можно ответить, только изучив конкретные показатели качества продукции.

19. Согласно положениям ISO 9000-2000, процесс это:

- совокупность отношений субъектов управления и их изменений во времени;

- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входные воздействия в выходные результаты;

- полное соответствие входных требований и выходных результатов;

- документ, устанавливающий то, что требуется для достижения цели проекта;

- изменение состояния объекта управления во времени.

20. В качестве ТУ может применяться:

- нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции;

- приравниваемое к этому документу техническое описание;

- приравниваемая к этому документу рецептура;

- приравниваемый к этому документу образец-эталон;

- все из перечисленного выше.

4. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Джурабаев К.Т. Производственный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: КноРус, 2005.

2. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов и др.: под ред. О.П. Глудкина. – М.: Горячая линия – Телеком, 2001.

3. Гиссин В.И. Управление качеством. – Ростов-н/Д: Издат. центр МарТ, 2003.

4. Исикава Каору. Японские методы управления качеством. – М.: Экономика, 1988.

5. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. Пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. – М.: Высш. шк., 2003.

6. Малюк В.И. Производственный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.

7. Миттаг Х.-Й., Ринне Х. Статистические методы обеспечения качества / Пер. с нем. – М.: Машиностроение, 1995.

8. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике. – М.: Изд-во стандартов, 1990.

9. Статистические методы и управление качеством: Комплект для менеджеров разных уровней. – Н. Новгород: СМЦ Приоритет, 2001.

10. Статистические методы повышения качества: Пер. с англ. / Под ред. Х. Кумэ. – М.: Финансы и статистика, 1990.

11. Строителев В. Н. Статистические методы в управлении качеством: Учеб. для вузов / В.Н. Строителев, В.Е. Яницкий. - М.:Европейский центр по качеству, 2002.

12. Теория статистики: Учебник / Под ред. Проф. Г.Л. Громыко. – М.: ИНФРА-М, 2000.

13. Управление качеством. Часть I: Семь простых методов: Учебное пособие для вузов / Ю.П. Адлер, Т.М. Полховская, В.Л. Шпер, П.А. Нестеренко – М.: МИСИС, 2001.

14. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2006.

15. Производственный менеджмент / Под ред. В.А. Козловского. – М.: ИНФРА-М, 2006.

16. Чейз Р.Б. Производственный и операционный менеджмент: Пер. с англ. - 10-е изд. — М.: Вильямс, 2007.

 

 

Дополнительная литература

1. Антонов А.Н. Основы современной организации производства: Учебник. — М.: Дело и сервис, 2004.

2. Иванов И.Н. Организация производства: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008

3. Новицкий Н.А. Организация производства на предприятии: Учеб.-метод. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Переверзев М.П. Организация производства на промышленном предприятии: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Фатхутдинов Р.А. Организация производства и управление предприятием: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005.

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ