Наименование темы, ее содержание и объем в часах лекционных и практических занятий

Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 2.

Таблица 2

Виды учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа:
изучение теоретического курса
выполнение курсовой работы
Вид итогового контроля Экзамен
изучение теоретического курса
выполнение контрольной работы
Вид итогового контроля Зачет

 

Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий) приведены в табл. 3.

Таблица 3

№ п/п Модуль, тема дисциплины Лекции, зачетные единицы (часы) Практические занятия, зачетные единицы (часы) Самостоятельная работа, зачетные единицы (часы)

Продолжение таблицы 3

Модуль 1. Суть и методологические основы управления качеством      
Тема 1. Общие сведения об изучаемой дисциплине Качество продукции. Свойство продукции. Показатели качества, их классификация. Конкурентоспособность и качество. Международный стандарт ИСО 9000:2000 – основной нормативный документ по терминологии в области качества. Русско-английские соответствия. Методы оценки уровня качества продукции.
Тема 2. Возникновение и развитие управления качеством продукции Качество как объект управления. Становление и развитие менеджмента качества. Основные этапы развития деятельности по управлению качеством. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Комплексное и тотальное управление качеством. Единый европейский рынок и стандартизация управления качеством. Глобальный подход к испытаниям и сертификации.
Модуль 2. Системы менеджмента качества      
Тема 3. Механизм управления качеством продукции Общее руководство и управление качеством. Процесс обеспечения качества. Этапы формирования и обеспечения качества продукции: исследование и разработка продукции; обращение и реализация продукции; эксплуатация продукции. Принципы обеспечения качества. Частные и общие факторы качества. Условия формирования факторов качества. Причинно-следственная диаграмма обеспечения качества. Принципы управления качеством. Субъект, объект и функции управления качеством. Цикл Деминга.  
Тема 4. Функции управления качеством Состав, содержание и характеристика функций: политика и планирование качества, организация работ по качеству, мотивация и обучение персонала, контроль качества и информация, принятие решений и их реализация, взаимодействие с внешней средой. Показатели планирования качества. Методика оценки качества продукции. Понятие уровня качества. Этапы оценки технического уровня продукции: определение номенклатуры показателей; формирование группы аналогов и установление значений их показателей; выделение базовых образцов; сопоставление показателей и подготовка заключения о результатах оценки. Контроль качества продукции. Виды контроля. Контрольные испытания готовой продукции. Дефекты продукции. Градация продукции по качеству. Организация контроля качества продукции. Статистические методы анализа качества продукции. Диаграмма Парето. Гистограмма. Контрольная карта. Причинно-следственная диаграмма Исикавы.
Тема 5. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством Системы управления качеством в России. Опыт управления качеством в США и Японии. Европейский опыт управления качеством. Всеобщее управление качеством (TQM). Национальные модели премий по качеству.
Тема 6. Стандартизация в управлении качеством Понятие стандартизации. Методические основы стандартизации. Государственная система стандартизации в РФ. Закон РФ «О техническом регулировании». Международные стандарты ИСО 9000 на системы качества: назначение, разработка, состав и структура стандартов, пересмотр и совершенствование стандартов ИСО серии 9000. Международные организации по стандартизации.
Тема 7. Разработка и внедрение систем качества на предприятиях Порядок разработки и внедрения систем качества с учетом рекомендации стандартов ИСО 9000. Структура и функции систем качества. Состав нормативной документации систем качества. Обеспечение функционирования систем качества на предприятии. Задачи службы управления качеством. Проверки систем качества. Совершенствование систем качества. Отделы технического контроля и их задачи. Роль метрологической службы в управлении качеством.
Тема 8. Сертификация продукции и систем качества Определение, назначение и цели сертификации. Порядок проведения, схемы сертификации, испытания и органы по сертификации продукции. Сертификация систем качества и производства. Сертификация в международной практике. Европейские стандарты EN 4500 и нормативные документы ИСО/МЭК по сертификации. Маркировка товаров. Ответственность изготовителей и продавцов за качество продукции. Закон РФ «О защите прав потребителей».

3. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическое содержание категории «качество»?

2. Каковы основные этапы эволюции категории «качество»?

3. Какие существуют методологические основы системы менеджмента качества?

4. Каковы основные характеристики качества как объекта управления.

5. В чем заключаются основные принципы управления качеством?

6. Какие существуют подходы к управлению качеством и экономической эффективности управления качества?

7. Какое влияние оказывает качество продукции на конкурентоспособность предприятия?

8. Каковы особенности модели системы управления качеством?

9. В чем сущность и основные параметры технопредметной среды организации?

10. Каковы политика и цели стратегии менеджмента качества?

11. В чем заключается особенность системного подхода к управлению качеством продукции в основных индустриально развитых странах?

12. В чем заключается специфика системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях?

13. Каковы объект, цели, факторы категории управления качеством?

14. По каким основаниям классифицируются методы определения качества продукции?

15. По каким принципам можно охарактеризовать «жизненный цикл» продукции?

16. Какие существуют виды и методы контроля качества?

17. Что включает в себя процесс разработки и внедрения систем менеджмента качества?

18. Какие существуют факторы повышения эффективности системы менеджмента качества?

19. Каковы основные цели контроля качества?

20. Как можно определить планирование качества?

21. Какие существуют комплексные системы управления качеством продукции?

22. Что относится к сертификации продукции и систем качества?

23. Как осуществляется управление затратами на обеспечение качества продукции?

24. По каким признакам характеризуются этапы формирования и виды затрат на качество продукции?

25. Что является информационной базой анализа затрат на качество продукции?

26. Какие существуют методы анализа затрат на качество продукции?

27. Какие основные функции анализа брака и потерь от брака?

28. В чем сущность и цели квалиметрии как науки?

29. В чем заключаются принципы и специфические проблемы квалиметрии?

30. Какие существуют классификации показателей качества?

31. Какие методы квалиметрии используются в управлении качеством?

32. Какие методы и инструменты государственного регулирования деятельности организаций существуют в области качества?

33. Каковы основные цели программно-делового регулирования государства?

34. В чем заключается государственное регулирование ответственности за качество продукции?