Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что…
а) в каждой отрасли много производителей;
б) все производители выпускают равноценную продукцию;
в) есть много покупателей;
г) все перечисленное выше верно.
2. Какие характеристики НЕ относятся к чистой монополии:
а) одна фирма в отрасли;
б) контроль над ценой;
в) вступление в отрасль блокировано;
г) дифференциация продукции.
3. Для олигополии характерно...
а) несколько фирм;
б) контроль над ценой ограничен;
в) затрудненный вход в отрасль;
г) все перечисленное верно.
4. Монополистическая конкуренция характеризуется...
а) много фирм на рынке (продавцов и покупателей);
б) предлагается дифференцированная продукция;
в) ограниченный контроль над ценой со стороны продавцов;
г) облегченное вхождение в отрасль.
5. Олигополии свойственно, что...
а) цены на продукцию определяют несколько ведущих фирм в данной отрасли;
б) цены на продукцию определяют несколько предприятий-монополистов;
в) цены устанавливает продавец товара;
г) цены формируются под воздействием спроса и предложения;
д) цена на товар определяется общественно необходимыми затратами труда.
6. Если картель полностью контролирует цену и объем выпуска, то он будет вести себя как...
а) монополия;
б) совершенный конкурент;
в) отрасль;
г) ценовой лидер.
7. Слияние различных предприятий с трестом — это.....
а) синдикат;
б) холдинг;
в) конгломерат;
г) концерн;
д) компания.
8. Монополистическое объединение в целях организации совместного сбыта продукции называется:
а) картель;
б) синдикат;
в) трест;
г) концерн.
9. Монополистическое объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров называется:
а) картель;
б) синдикат;
в) трест;
г) концерн.
10. Группа доминирующих на рынке производителей, совместно максимизирующих прибыль путем фиксации цен, ограничения объемов продаж, является формой олигополии основанной на соглашении – это:
а) корпорация;
б) картель;
в) конгломерат;
г) трест.
11. Критерий размера корпорации, который является наилучшим показателем рыночной власти - …
а) наибольший объем продаж;
б) величина финансовых активов;
в) получаемый чистый доход;
г) численность работников.
12. Внутриотраслевая конкуренция между товаропроизводителями «приводит» к:
а) ухудшению качества продукции;
б) появлению товарной дифференциации;
в) снижению цены товара;
г) повышению цены товара;
д) появлению барьеров для вступления в отрасль.
13. Конкуренция, осуществляемая посредством изменения цен, называется:
а) ценовой конкуренцией;
б) неценовой конкуренцией;
в) ценовой дискриминацией;
г) недобросовестной конкуренцией.
14. Крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем товара, является:
а) монополистическая конкуренция;
б) олигополия;
в) монополия;
г) государственная поддержка.
15. Жёсткие агрессивные действия фирмы, имеющие целью либо устранение соперника (доведение до банкротства), либо блокирование доступа в отрасль новой фирмы. К ним относятся давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен и пр. Эти признаки характеризуют…
а) нечестную конкуренцию;
б) неценовую конкуренцию;
в) несовершенную конкуренцию;
г) ценовую дискриминацию.
16. Естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначать. Эти признаки характеризуют:
а) открытую монополию;
б) закрытую монополию;
в) чистую монополию;
г) искусственную монополию.
17. Конкуренция, имеющая место на рынке с множеством продавцов и покупателей одного взаимозаменяемого товара. На таком рынке ни один из покупателей и продавцов не способен оказать решающее влияние на цену товара. Это …:
а) неценовая конкуренция;
б) совершенная конкуренция;
в) ценовая дискриминация;
г) демпинговые цены;
д) монополистическая конкуренция.
18. Конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам, а также характеризующаяся установлением временной монопольной цены. Это …:
а) монополистическая конкуренция;
б) олигополия;
в) неценовая конкуренция;
г) недобросовестная конкуренция.
19. Конкуренция, имеющая место на рынке с небольшим количеством крупных продавцов товара, способных оказывать существенное влияние на цены, называется:
а) олигополией;
б) ценовой конкуренцией;
в) неценовой конкуренцией;
г) недобросовестной конкуренцией;
д) монополией.
20. Конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукции и условий продаж товаров при неизменных ценах, называется:
а) неценовой конкуренцией;
б) нечестной конкуренцией;
в) монополистической конкуренцией;
г) несовершенной конкуренцией.
21. Конкуренция, участники которой нарушают принятые на рынке правила конкуренции, вступают в сговор против других субъектов рынка, стремятся их опорочить, дискредитировать, используют запрещённую законом рекламу, устанавливают дискриминационные, а иногда – демпинговые цены, называется:
а) ценовая конкуренция;
б) неценовая конкуренция;
в) монополия;
г) недобросовестная конкуренция.
22. Монополия, защищённая юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию – патентами, лицензиями, институтом авторского права, - называется:
а) государственной;
б) открытой;
в) закрытой;
г) естественной.
23. Меры противодействия монополизации рынка:
а) появление товаров-заменителей;
б) частая смена приоритетов потребителей;
в) расширение рынков за национальные границы;
г) поддержка малого бизнеса;
д) поддержка среднего бизнеса;
е) защита крупного бизнеса.
24. Монополия, при которой одна из фирм (по крайней мере, на некоторое время) становится единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной защиты от потенциальных конкурентов, называется:
а) открытой;
б) абсолютной;
в) закрытой;
г) естественной;
д) искусственной.
25. При наличии избытка товаров, для победы в конкурентной борьбе предприятие использует:
а) ценовую дискриминацию;
б) демпинговые цены;
в) устанавливает границы цен;
г) увеличивает цены для увеличения своей прибыли.
26. Монополистическое соглашение о ценах, квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта называется:
а) картель;
б) синдикат;
в) трест;
г) концерн.
27. Административные меры противодействия монополизации рынка:
а) антимонопольное законодательство, принудительная демонополизация;
б) налоговая политика;
в) запрещение объединения предприятий;
г) законодательные ограничения на деятельность монополий.
28. Модель рынка, на котором множество мелких производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию, называется:
а) монополистическая конкуренция;
б) неценовая конкуренция;
в) ценовая конкуренция;
г) совершенная конкуренция.
29. Модель рынка совершенной конкуренции предполагает, что:
а) цена товара полностью определяется покупателями;
б) цена товара подвержена постоянным изменениям;
в) существует значительный выбор между разнообразными товарами;
г) предлагаемый товар унифицирован и стандартен.
30.На рынках монополии коэффициент эластичности покупательского спроса по цене обычно...
а) выше единицы;
б) равен единице;
в) меньше единицы;
г) меньше 0,5;
д) равна нулю.