I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
И предметным методикам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Челябинск 2010
ББК 15:378
УДК 88:74.480
К93
Курсовая работа по психолого-педагогическим дисциплинам и предметным методикам: метод. реком. для студ. пед. вузов / сост. Е.Ю Волчегорская., Н.В. Геращенко, М.В. Жукова, И.В. Забродина, Е.В. Фролова – Челябинск: Изд-во Челяб. госуд. пед. ун-та, 2010. – 99 с.
Методические рекомендации раскрывают основные положения по технологии написания и оформления научного исследования в рамках курсового проекта по психолого-педагогическим дисциплинам. Данные рекомендации содержат перечень требований к его содержанию, этапы работы над темой исследования, примерную структуру, оформление и формы защиты данного вида научных работ и методики диагностики результатов воспитания, обучения и развития младших школьников.
Рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогических вузов.
Рецензенты:
Н.П. Шитякова., д-р пед. наук, проф. ЧГПУ
Ю.В. Гутрова, канд. пед. наук, доцент ЧЮИ
Ó Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2010
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах.
Целью выполнения курсовых работ является практическое применение полученных за время обучения студентом знаний путем самостоятельного выполнения работы на заданную тему. Системой курсовых работ студент подготавливается к выполнению более сложной задачи – написанию выпускной квалификационной работы.
Курсовой проект как один из видов научно-исследовательской самостоятельной работы студентов предполагает решение следующих задач:
1. Закрепление, углубление и расширение научных и методических знаний студентов по избранной дисциплине; применение на практике полученных теоретических знаний.
2. Формирование теоретических исследовательских умений студентов, таких, как: способность выделять противоречия, формулировать проблему исследования; ставить цель и конкретизировать ее в задачах исследования; уметь принимать научно обоснованные решения; сопоставлять цели и результаты работы.
3. Формирование умений использования методов психолого-педагогического исследования: владение методами изучения и обобщения передового педагогического опыта; применение методов сбора и обработки информации; владение методикой подготовки и описания эксперимента.
4. Развитие мотивов психолого-педагогической деятельности и умения использовать психологические и педагогические знания для совершенствования практической деятельности.
По курсовой работе студента назначается руководитель, который обеспечивает разработку задания по выбранной студентом теме, методическое и научное руководство, групповые и индивидуальные консультации.
Курсовая работа может быть оценена на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка вносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Несвоевременное выполнение курсовой работы считается академической задолженностью и ликвидируется в установленном порядке.
Требования к курсовой работе
1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию отечественной и зарубежной науки.
2. Изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
3. Изучение истории исследуемой проблемы.
4. Учет состояния исследуемой проблемы в теории педагогической и психологической науки и практике современной школы.
5. Проведение самостоятельного психолого-педагогического исследования на базе образовательных учреждений.
6. Выполнение практической части курсовой работы предполагает выбор одного из четырех вариантов:
а. обобщение передового психолого-педагогического опыта;
б. проведение психолого-педагогического обследования – теоретическое исследование научной проблемы и использование комплекса диагностических процедур, необходимых для целенаправленного и планомерного изучения личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе, их структуры, внутренних и внешних связей;
в. проведение опытной работы – теоретическое исследование научной проблемы, внесение в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов;
г. разработка элементов учебно-методического обеспечения педагогического процесса: учебно-методических комплексов, их отдельных фрагментов, учебных модулей и т.п., выполнение одного из видов творческой работы.
7. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование выводов и практических рекомендаций.
8. Грамотное написание текста курсовой работы, четкая характеристика основных методологических положений курсового исследования.
9. Культура оформления курсовой работы: соответствие требованиям единой государственной системы документации, нормам научного стиля изложения.