Вместо эпилога

Разумеется, за филаретовским патриархатом стоит куда более могучая фигура, нежели Филарет и пресмыкающиеся перед ним чиновники и депутаты. Это — человек, держащий компромат на самого Филарета и всю его структуру. Ему ведомы и закордонные счета УПЦ-КП, и движение капиталов. Но он человек порядка, дисциплины и справедливости. А потому никогда не «засветится» вблизи своих подопечных. Как не «засветился» во время «черного вторника» 1995 года. Хотя дал понять властям (чтобы не зарывались), какими силами располагает. Он не борется с Президентом, не ловит его на ошибках и не кричит об этом на всех перекрестках — эта примитивная тактика времен гласности не для него. Он просто создает ситуации, когда Президент оказывается крайним и катастрофически теряет свой электорат, в частности, православный. Так было во время «черного вторника», так было во время попытки передать корпус Лавры УПЦ, так было во время передачи Выдубицкого монастыря Филарету. Во всех ситуациях Л. Кучма терял доверие православных и ни на йоту не приобретал филаретовскоe. Политическая задача Филарета — не допустить (с помощью того же телеэфира на УТ, где Филарет стал монополистом) возрождения тех симпатий к Президенту, которыми он пользовался у православных в 1994 году, распустив филаретовский совет по делам религий и жестко порекомендовав УПЦ-КП придерживаться законов. К новым выборам симпатии должны отойти к другому...

Разумеется, это никакого отношения не имеет к Православной Церкви и к вере, которую выстрадал наш народ, пронеся ее через десятилетия гонений и преследований. А потому мы — удивительная держава, в которой политический снобизм доходит до крайнего цинизма. Везде политики борются за власть, но, по-видимому, нигде так не стремятся использовать в своих сугубо политических интригах Церковь, то есть не лезут в сокровенное — в душу и сердце человеческое. Это — синдром тоталитаризма. Солженицын говорил, что мы будем из него выходить не годы — десятилетия. Пока не признаем право человека, как создания Божьего, на независимость (от политической конъюнктуры и плодящихся руководящих и направляющих организаций) в его отношениях с Богом и созданной Спасителем церковью.

Василий Анисимов

«Независимость», 18 ноября 1997 г.

 

 

Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что «в случае продолжения... бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование».

Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, — он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лже-хиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей Вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.

Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-го, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.

2. Освященный Архиерейский Собор, ввиду отсутствия покаяния со стороны монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), участвующих в преступной раскольнической деятельности бывшего монаха Филарета, еще раз призывает их к покаянию и прекращению кощунственных бесчинств и предупреждает, что в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование.

3. Освященный Архиерейский Собор, радея о заблудших, вовлеченных в раскол бывшим монахом Филаретом, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение в молитвах, о том, что, по святым канонам, и они, в случае если не прервут такового общения, подлежат отлучению от Церкви. В 88-м правиле святитель Василий Великий, обращаясь к запрещенному им в служении пресвитеру Григорию, предостерегает: «Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия, то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всея Церкви».

4. Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных Православных Церквей о состоявшемся отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко).

 

 

Возвращение государственного атеизма, или
Как правительство «кинуло» Православную Церковь

Правительство Украины приняло решение, которое привело в шок православных страны. Оказалось, что Указ Президента о возвращении Церкви экспроприированных у нее сооружений и богослужебных принадлежностей чиновники решили выполнять, возвращая разрушенное и восстановленное... самим себе. При этом еще и прихватывая новые пожертвования и ценности православных. Этакий «подарочек» православным к 2000-летию Рождества Христова.