К моменту проведения Харьковского Собора Михаил Денисенко уже не был Предстоятелем УПЦ


Сейчас он пытается доказать неправомочность Харьковского Собора тем, что его участники якобы нарушили 34-е Апостольское правило, гласящее: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения». Однако к тому времени Филарет (Денисенко) уже был запрещен в служении и лишен всех прав Предстоятеля. Первый раз – когда на Архиерейском Соборе РПЦ 31 марта – 4 апреля 1992 года перед крестом и Евангелием заверил архипастырей, что во имя церковного мира подаст прошение об освобождении его от обязанностей Предстоятеля. Как известно, по прибытии в Киев он от своей клятвы отказался.

Во второй раз санкции последовали во время расширенного заседания Священного Синода РПЦ 6-7 мая 1992 года, который запретил «ему в период до Архиерейского Собора УПЦ действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся УПЦ. Исключением является созыв Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля». На этом же заседании Синода действия инициатора раскола были квалифицированы «как хула на соборный разум Церкви, действующий под водительством Святого Духа». Члены Синода еще надеялись на покаяние Филарета (Денисенко) и снова пригласили его на заседание. Но он не отвечал, развернув в Киеве широкую антицерковную деятельность.

21 мая 1992 года Священный Синод РПЦ созыв и организацию Архиерейского Собора в Украине поручил старейшему по хиротонии иерарху УПЦ – митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Тогда же было определено, что владыка будет управлять УПЦ до выборов нового Предстоятеля. Таким образом, ко времени Харьковского Собора расколоучитель уже не имел ни одного признака предстоятельской власти, поэтому нынешние спекуляции Денисенко на тему 34-го Апостольского правила безосновательны. Как, впрочем, безосновательна и вся последующая деятельность митрополита по созданию «параллельного православия», проявляющаяся в поиске и объединении врагов Церкви.

Исполняя определение Священного Синода РПЦ, митрополит Никодим 27 мая 1992 года собрал и возглавил Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, который вошел в новейшую историю как «Харьковский» – по месту проведения.