Институты, регулирующие реорганизацию АО
В гражданском законодательстве отсутствует определения понятия реорганизации, но по своей сути реорганизация представляет собой специфический способ прекращения существующих и образования новых юридических лиц, основанный на универсальном правопреемстве (т.е. передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс; кроме того, юридическое лицо-правопреемник не вправе отказаться от принятия обязательств реорганизуемой организации). Реорганизация может осуществляться в следующих целях:
- раздел бизнеса;
- реструктуризация активов;
- объединение бизнеса;
- вывод активов;
- отчуждение активов, когда прямые сделки запрещены;
- оптимизация налогообложения.
При реорганизации возникает универсальное правопреемство. Переход прав и обязанностей юридического лица к его правопреемнику (правопреемникам) должен оформляться разделительным балансом (в случаях реорганизации в форме выделения и разделения) и передаточным актом (в случаях реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования). Основная функция указанных документов состоит в том, чтобы определить какие права и обязанности и в каком объеме переходят к каждому из правопреемников.
Разделительный баланс и передаточный акт должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами (п.1 ст.59 ГК РФ). В акционерных обществах передаточный акт и разделительный баланс должны также содержать сведения о порядке определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества реорганизуемого общества, а также в связи с возникновением, изменением и прекращением прав и обязанностей реорганизуемого общества, которые могут произойти после даты, на которую составлены передаточный акт и разделительный баланс (п.6 ст.15 ФЗ «Об акционерных обществах»).
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п.4 ст.57 ГК РФ).
Виды реорганизации
Реорганизация юридического лица может осуществляться в следующих формах (ст.57 ГК РФ):
- слияние (несколько юридических образуют новую организацию, к которой переходят все права и обязанности каждого из реорганизованных юридических лиц, а сами прекращают свою деятельность);
- присоединение (присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности переходят к юридическому лицу, к которому оно присоединилось);
- разделение (реорганизованное юридическое лицо прекращает свою деятельность путем разделения на несколько самостоятельных юридических лиц, при этом распределяя между ними все свои права и обязанности);
- выделение (реорганизованное юридическое лицо не прекращает своего существования, а передает часть принадлежащих ему прав и обязанностей выделившимся организациям);
- преобразование (происходит изменение организационно-правовой формы юридического лица, в результате чего реорганизованная организация прекращает свое существование и передает все свои права и обязанности создаваемой организации).
От выбранной формы реорганизации зависит порядок ее осуществления и состав оформляемой документации.
Основные этапы реорганизации в форме преобразования (пример):
- в акционерных обществах – оценка рыночной стоимости акций, поскольку, в соответствии с п.1 ст.75 ФЗ «Об акционерных обществах», акционеры – владельцы голосующих акций, голосовавшие на общем собрании против принятия решения о реорганизации общества или не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Общество выкупает акции по цене, определенной Советом директоров (или органом, выполняющим его функции), но не ниже рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком (выкупная цена указывается в уведомлении о проведении общего собрания);
- общее собрание участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица принимает решение о реорганизации;
- уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее 3-х дней с момента принятия решения о реорганизации (ст.23 НК РФ);
- уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц;
- государственная регистрация возникшего юридического лица и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации.
- если в случае реорганизации создается акционерное общество – регистрации в ФСФР эмиссии акций.
Реорганизация электроэнергетики
Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В ходе реформы была изменена структура отрасли: осуществлено разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, созданы структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.
Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими. Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору. Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору. В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК. В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК". Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.
В ходе завершающей реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" принадлежащие Обществу активы были распределены между государством и миноритарными акционерами пропорционально их долям в уставном капитале ОАО РАО "ЕЭС России". При этом был обеспечен контроль государства над компаниями ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ОАО "ГидроОГК" в соответствии с требованиями законодательства РФ (за счет высокой доли в уставном капитале) и привлечены средства в инфраструктурные компании и ОАО "ГидроОГК" в объеме, необходимом для ликвидации дефицита инвестиционных программ. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО "ЕЭС России" прекращает свою деятельность в качестве "монополии" и на базе его активов будут образованы целевые компании отрасли.
Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России" была завершена 1 июля 2008 г.