Японская модель корпоративного управления

Социальная сплоченность и взаимозависимость - важный аспект деловой жизни в Японии, глубоко уходящий корнями в японскую культуру и традиции. Современная модель корпоративного управления сложилась под влиянием, с одной стороны, этих традиций, с другой - внешних сил в послевоенный период.

В довоенной Японии экономика была представлена небольшим числом финансово-промышленных конгломератов - дзайбацу, собственность которых сконцентрировалась в руках отдельных семейных кланов[10]. При реализации плана Маршалла по послевоенному восстановлению экономики безусловными требованиями были демилитаризация и демонополизация экономики, а также дезинтеграция дзайбацу. Эти задачи были возложены на вновь созданное министерство промышленности и торговли, которое решило эту задачу с традиционным японским изяществом. С одной стороны, оно выполнило требования разукрупнения и акционирования дзайбацу, с другой - сохранило высокий уровень взаимосвязи компаний посредством перекрестного владения акциями. На этом этапе японские компании обменивались пакетами акций, неформально договариваясь взаимно не продавать их. Тем самым сохранялся сконцентрированный контроль над компаниями, но формально собственность была достаточно раздробленной. Это был один из тех процессов, который привел к формированию современных финансово-промышленных групп Японии - кейрецу. Разукрупнение проводилось в основном в сфере промышленности и торговли и не коснулось банковского сектора. В дальнейшем японское правительство разработало собственную программу развития, четко сформулировав перспективные направления. Оно сконцентрировало для целей реализации существенные финансовые ресурсы и распределило их среди шести крупных банков. Банки самостоятельно должны были организовать инвестиционный процесс, взяв все риски на себя. Вокруг этих банков сконцентрировались группы взаимосвязанных промышленных и торговых предприятий, страховых компаний.

Для японской модели корпоративного управления характерны следующие три аспекта:

- система главных банков;

- сетевая организация внешних взаимодействий компаний;

- система пожизненного найма персонала.

Банки играют настолько важную роль в японском бизнесе, что каждое предприятие стремится установить тесные отношения с одним из них. Такой банк называется главным банком компании, выполняющим самые разные функции (кредитора, крупного акционера, финансовою и инвестиционного политика и др.) Формально органы корпоративного управления в Японии не отличаются от англо-американской модели, неформальные же стороны практики их деятельности существенно различаются. Большую роль в Японии играют различные неформальные объединения - союзы, клубы, профессиональные ассоциации. Они играют важную роль в поддержке дружеских, доверительных отношений и способствуют обмену информацией в среде менеджмента верхнего уровня различных взаимодействующих между собой компаний. Для финансово-промышленных групп наиболее влиятельным органом такого типа является президентский совет группы, избираемый ежемесячно из числа президентов основных компаний группы. В неформальной обстановке происходит обмен важной информацией и мягкое согласование ключевых решений. Активные процессы внутригруппового взаимодействия происходят и на уровне среднего управленческого звена, а также технических специалистов. Ключевым элементом японской модели корпоративного управления является система пожизненного найма персонала. Естественно, она не охватывает полностью весь рынок труда в Японии. Доля тех, кто всю свою трудовую жизнь связывает с одной компанией, составляет примерно 50%. В аспекте корпоративного управления речь идет о деловой культуре, где чувство сопричастности, отношение к компании как к семье активно культивируется и играет важную роль для компаний

За последние 30 лет в структуре японского акционерного капитала происходило постоянное падение доли индивидуальных инвесторов. Это подтверждает широко распространенный вывод о том, что в рамках японской модели корпоративного управления доходности инвестиций не уделяется должного внимания. Основные цели японских корпораций связаны с ростом рыночной доли, что в конечном итоге создает высоко конкурентную экономику. Поэтому одна из ключевых задач японской системы корпоративного управления - поиск путей повышения доходности инвестиций.