Модели корпоративного управления

Исследователи выделяют следующие модели корпоративного управления: американскую, европейскую и азиатскую.

Американская модель корпоративного управления формировалась в условиях развитого рынка ценных бумаг. Население и институциональные инвесторы активно участвуют в инвестировании, собственность является «аутсайдерской», для обеспечения прав и законных интересов акционеров и инвесторов предусмотрены процедуры мониторинга управления, а цена акций отражает качество корпоративного управления. Конечно, данная модель корпоративного управления имеет свои недостатки. Прежде всего для анализа качества корпоративного управления необходимы значительные финансовые затраты, причем в пределах всей экономической системы. Для обеспечения прав и интересов акционеров законодательство предусматривает широкий перечень информации, подлежащей раскрытию в обязательном порядке. Широко применяется судебная защита прав акционеров и инвесторов. Как правило, структура собственности имеет один уровень, бизнес-группы и финансово-промышленные сети отсутствуют. Индивидуальные акционеры имеют права на денежные потоки и формальные права контроля. Однако реальные права контроля принадлежат менеджерам компании.

Особенности корпоративного управления связаны именно с раздробленной, дисперсной собственностью[6]. У миноритарных акционеров нет достаточных полномочий и способов контроля за менеджерами, реальный контроль над корпорацией в этой ситуации получают менеджеры, которые зачастую начинают действовать в своих собственных интересах, вопреки выгоде собственника, возникает так называемая проблема агента-принципала.

На современном этапе корпоративные структуры в США, как правило, являются одноуровневыми. Однако в истории США существовали достаточно сложные многоуровневые структуры – в конце 19 – начале 20 века. Некоторые из ник включали до десяти уровней и сотни компаний. Основой формой таких корпоративных образований были холдинговые структуры. В 1928 г. Федеральная комиссия по торговле обвинила данные образования в излишнем монополизме и низкокачественном корпоративном управлении, считая, что такие структуры являются опасными для инвесторов. В период краха в 1929 г. большинство подобных корпораций объявило дефолт, а в 1935 г. в результате налоговой реформы они практически полностью были ликвидированы[7].