Особенности семей и семейной политики в странах ЕС

 

В явном виде семейная политика провозглашена в очень небольшом количестве стран. Все страны имеют направления политики и инфраструктуру для поддержки семьи, но в большинстве случаев эти меры не являются частью всеобщей семейной политики или же общей стратегии поддержки семьи. Исторически лишь Франция была страной с явной и целостной семейной политикой. Различие между явной и скрытой политикой основано на существовании или отсутствии политических программ и целей, направленных на семью. Можно предположить, что семьи находятся в лучшем положении в странах с явной семейной политикой. Но пример скандинавских стран доказывает обратное. Так, семейные пособия и услуги в этих странах более развиты чем в Германии, при этом в этих странах нет явных целей семейной политики в строгом смысле.

Во Франции, Бельгии и Люксембурге семейная политика была учреждена сразу после Второй Мировой Войны, в то время как в Великобритании и Нидерландах никогда не существовало открытой концепции «семейная политика». На сегодняшний день только у Франции, Бельгии, и Люксембурга есть определенная, сложившаяся концепция семейной политики. Семейная политика в этих странах достаточно хорошо развита, но их теоретическая основа — различна.

Начиная с 1963 года, Секретариат Организации Объединенных Наций неоднократно проводил опросы правительств всех государств мира — членов ООН об отношении к демографической ситуации в их странах. Результаты опросов составляют основу Банка данных о политике в области населения. Все большее количество стран выражает сожаление о низких темпах роста населения. Это является ответной реакцией на очень низкий уровень рождаемости, а также на социальные и экономические последствия, проистекающие из-за старения населения и потенциала для снижения населения.

Правительства Австрии, Греции и Португалии ответили, что считают темпы роста населения «слишком низкими». При этом они придерживаются позиции невмешательства. Все правительства обеспокоены в первую очередь старением населения. Австрия, Бельгия, Германия и Греция указывают, что старение вызывает повышенную обеспокоенность. В то же время Италия и Великобритания проявляют слабый интерес к этой проблеме. Франция не высказала официальной позиции, хотя, как и Германия, обеспокоена положением дел в возрастных группах. Правительства считают крайне важным вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию.

Правительства также полагают, что должны предоставляться более гибкие и подвижные условия ухода на пенсию с предоставлением возможности выбора для постепенного ухода на пенсию. Довольно сдержанную позицию в отношении мер прямого воздействия на уровень рождаемости занимают такие страны как Италия, Ирландия и некоторые другие. Эти страны на уровне официальных высказываний считают регулирование деторождения мало приемлемым по моральным этическим соображениям и не проводят какой-либо масштабной и значительной политики в этом вопросе. Их общественное мнение демонстрирует явную консервативность в отношении норм брачно-семейных отношений (свобода расторжения брака), а также — применения абортов и контрацепции, правда, в большинстве случаев — без применения прямых запретов.

Государственная политика, бесспорно, имеет влияние на демографическое поведение.[93] Наряду с рядом других факторов, она регулирует условия занятости, определяет право на получение социальных пособий, предоставляет образовательные и здравоохранительные услуги и определяет права и обязанности родителей. Таким образом, государственная политика формирует семейную жизнь в отношении возможностей и ограничений. И все же к государственной политике предъявляются требования, в соответствии с которыми необходимо более глубокое влияние на семьи. Согласно некоторым оценкам, щедрые социальные пособия разрушили «традиционные» семейные ценности и поощрили нетрадиционные формы семей.

Право на семейное пособие и достойный уровень жизни зафиксировано в законодательстве ЕС. Правительства могут обеспечивать финансовую поддержку семьям различными путями: возможна прямая финансовая поддержка (то есть выплата ежемесячных семейных пособий) и косвенное финансовое содействие (налоговые льготы на детей-иждивенцев).

Наиболее важным из этих выплат считаются семейные пособия. Все страны-члены Европейского Союза имеют систему детских или семейных пособий на детей. Во всех странах-членах ЕС действует положение, согласно которому семейные пособия и пособия нуждающимся предоставляются по линии как социального страхования, так и социальной помощи (нестраховые пособия финансируются за счет общих налогов). В некоторых странах пособия носят универсальный характер, а в других (Греция, Испания, Италия) при его выплате осуществляется учет величины дохода семьи. Безработные родители также имеют право на получение дополнительных пособий, если у них есть на иждивении дети.

Сравнительно легко поддаются анализу размеры единовременных и ежемесячных пособий. Пособия в связи с рождением ребенка (родовые пособия) выплачиваются в большинстве стран. Все страны выплачивают ежемесячные (в некоторых странах — ежеквартальные) семейные пособия на детей. В ряде стран размер семейных пособий прогрессивно увеличивается по мере взросления ребенка. В большинстве стран размер пособия зависит от очередности рождения ребенка. Существует также и возрастная граница предоставления семейного пособия — более чем в половине стран установлены в 18—29 лет. В случае, если ребенок продолжает учебу (является студентом), возрастная граница выплат пособий может быть повышена. При отсутствии одного или обоих родителей размер пособия увеличивается. Дети-инвалиды имеют существенные льготы в размере пособий, а во многих странах для таких детей нет возрастного предела в получении пособия. Размер пособия определяется на основе расчетов стоимости жизни и периодически индексируется.

Анализ размера семейного пособия по странам — очень сложная задача. Одно только денежное выражение не дает полного описания действующего порядка. Сравнительный анализ требует сопоставления с индексом стоимости жизни в каждой из рассматриваемых стран, а также изменение относительных величин в процентном выражении от ВНП. При сопоставлении с уровнем стоимости в каждой стране самые высокие денежные выплаты наблюдались в Финляндии, Франции, Люксембурге и Швеции, а самые низкие — в Португалии, Испании и Великобритании. Эти данные основаны на денежных расходах и поэтому не демонстрируют фактический состав расходов с точки зрения универсальных и основанных на проверке доходов пособий. В то же время этот состав очень сильно изменился с 80-х годов. Если 50-е года и начало 60-х годов характеризовались универсальностью выплаты пособий, то в настоящее время существенно увеличилась доля пособий, зависящих от величины дохода. Этот уход от универсальности был достигнут с помощью введения пособий на основе проверки дохода и через наложение систем проверки доходов на существующие универсальные пособия.

Самой радикальной мерой в области реформирования семейных пособий следует считать замену денежных выплат, предоставляемых после проверки дохода, на систему налоговых льгот. Налоговые льготы позволяют гарантировать минимальный доход семьям с работающими родителями, обеспечивать стимулы к труду и повысить заработки низко оплачиваемым работающим с помощью повышения порога подоходного налогообложения. Многие страны, относительно немного тратящие на выплату семейных пособий, на самом деле могут предоставлять весьма щедрые налоговые льготы и другие формы поддержки семей с детьми.

Поэтому помимо пособий на детей определенный интерес представляют некоторые косвенные меры финансовой помощи семьям. Для стран-членов Европейского Союза характерно разнообразие налоговых льгот, которые в ряде стран составляют весомую часть всего «пакета» помощи семьям. По своей сущности налоговые льготы таковы, что их размер увеличивается по мере роста заработной платы. Поэтому для низкооплачиваемых семей они не играют особой роли. В случае же более высокооплачиваемых семей эти льготы оказывают существенную помощь, причем в Люксембурге и Франции, таким образом поступает основная часть помощи семьям. В Ирландии, Австрии и Нидерландах налоговые льготы на детей не предусмотрены. Дополнительные налоговые льготы в виде снижения подоходного налога предоставляются неполным семьям.

Для семей с детьми довольно распространены льготы по проезду на городском, иногда и на железнодорожном транспорте. В силу того, что для молодой семьи одной из ключевых проблем является жилье, во многих странах в разные периоды времени принимались программы льготного кредитования жилья. Особое внимание уделяется неполным семьям в связи с их меньшей финансовой обеспеченностью. Схемы предоставления пособия для родителей-одиночек различны в странах ЕС. Некоторые страны предоставляют пособия по специальным ставкам с проверкой дохода (Германия, Нидерланды). В Австрии, Франции и Ирландии действует схема гарантированного или дополнительного дохода одиноким родителям, кто частично или полностью не работает, выплачиваемая с проверкой дохода.

Каждая страна имеет налоговые скидки, что значительно увеличивает уровень дохода из-за отмены обязанности выплачивать налоги. Только в странах, где нет проверки дохода, и выплаты не зависят от условий занятости родителей, существуют пособия. Это такие страны как Дания, Финляндия и Швеция. За исключением Швеции, где этот вид пособия считается отдельным, эти пособия являются дополнением к семейным пособиям. Кроме того, Люксембург, Нидерланды и Испания предоставляют налоговые скидки. Одной из основных проблем для большинства родителей, но в особенности для женщин, является необходимость сочетать работу по найму с семейными обязанностями. В странах Европейского Союза увеличение женской занятости заставляет правительства увеличивать уровень поддержки работающих родителей. Могут быть предусмотрены различные типы поддержки, в том числе: отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком, услуги детских дошкольных учреждений, гибкий график работы и т.д.

Существуют различные виды отпусков, которые разрешены женщинам (или женщинам и мужчинам) во время родов, усыновления, или других семейных нужд. Специфические виды отпусков включают:

— Материнский отпуск или «Отпуск по беременности и родам» или «Декретный отпуск» относится к оплаченному отпуску непосредственно в течение предродового и послеродового периодов;

— Отцовский отпуск — отпуск, предоставляемый работодателем отцу. Обычно подобный отпуск намного короче, чем материнский отпуск и действует как дополнение к ним;

— Родительский отпуск — гендерно-нейтральные отпуска, которые следуют обычно за отпусками по беременности и родам и дают возможность родителям воспользоваться льготами и преимуществами системы отпусков, распределяя между собой или выбирая, кто будет пользоваться ими. Часть отпуска обычно берет мать, обеспечивая себе период физического выздоровления и восстановления после родов. Недавно, в ряде стран некоторая часть родительского отпуска предназначается для отцов;

— Отпуск по уходу за ребенком — отпуска, которые в ряде стран развивались как дополнение к отпуску по беременности и родам или как разновидность родительского отпуска.

Среди стран Европейского Союза средняя продолжительность отпусков, имеющих отношение к рождению ребенка (отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) составляет 44 недели. Средняя продолжительность оплачиваемого отпуска — 36 недель, обычно включающих отпуск по беременности и родам с добавлением отпуска по уходу за ребенком. В странах ЕС продолжительность материнского отпуска увеличилась с 16 недель в 1975 году до 24 недель в 1999 году, хотя размер пособий увеличился только с 78% до 84%. Особенно большие перемены произошли в Дании, Финляндии, Португалии, Швеции. 7 стран предоставляют оплачиваемый отцовский отпуск: Австрия (6 месяцев), Бельгия (3 дня), Дания (10 дней), Испания (2 дня), Франция (3 дня), Финляндия (1 неделю) и Швеция (2 недели). Двое из них — Дания и Швеция — увеличили продолжительность отпуска по уходу за ребенком и установили его на 1 месяц больше, в случае если отпуск берет отец (в противном случае — дополнительный месяц «теряется»).

Перемены коснулись и отпуска по уходу за ребенком. Так, в начале 70-х годов только Австрия и Италия предоставляла этот вид отпуска, а в настоящее время во всех странах ЕС существует дополнительный отпуск по уходу за ребенком. В настоящее время страны предоставляют несколько видов отпуска по уходу за ребенком.

Приблизительно в половине стран отпуск по уходу за ребенком не оплачивается, в то время как в других комбинируются системы пособия с проверкой дохода. Самые длинные отпуска по уходу за ребенком (2-3 года) существуют в Финляндии и Германии (в Австрии вопрос о подобных отпусках находится на рассмотрении). Наибольший интерес представляет Финляндия, поддерживающая родительский выбор денежными пособиями, которые могут быть использованы по выбору родителей как дополнительный доход или же на оплату услуг по уходу за ребенком. В случае усыновления также предоставляется отпуск. Единственное отличие в отпуске по усыновлению – это то, что в нем ограничен послеродовый период, который считается со дня прибытия ребенка в семью или со дня востребования ребенка, если он прибыл из другой страны.

Очень важно, что продолжительность отпусков, уровень пособий, число родителей (особенно матерей), имеющих право на эту поддержку приобретает большое значение как компонент общеевропейских услуг. Это особенно видно в политике Скандинавских стран (в частности Дании, Финляндии, Швеции), где самым маленьким детям работающих родителей с одно-годовалого возраста гарантировано место в субсидируемых высококачественных программах «Образование и уход за малолетними». Если сложить расходы на материнские, отцовские и родительские пособия, то они составят маленькую часть от ВНП.

Только в Финляндии и Швеции они превышают 1 процент и достигают 2 процентов в Швеции. Они показывают, что показатели растут в связи с тем, что увеличивается число получателей и продолжительность самих оплачиваемых отпусков. Они бы увеличились еще больше в девяностых, если бы уровень безработицы не был так высок, тем самым ограничивая право на связанные с занятостью пособия. Кроме того, реальная стоимость этих отпусков еще более низкая, чем общая сумма расходов, так как часть затрат возмещается сбережениями из других систем, например, фондов занятости и систем охраны детей.

В то же время для государства является положительным то, что отпуска стимулируют более высокую женскую занятость, так как государственные доходы растут, когда большее число женщин работает и приносит доход через выплату подоходного налога. Обеспечение услуг по уходу за ребенком и связанные с ними денежные пособия и субсидии — это самые сложные компоненты семейной политики для точного измерения и межнационального анализа. Создание в 1986 году Европейской системы по уходу за ребенком значительно облегчило проведение подобного анализа из-за создания унифицированных данных. В Бельгии, Франции и Италии более 90% детей в возрасте от 3 лет до школы посещали детские сады, финансируемые государством. В то же время в Финляндии, Ирландии, Португалии и Великобритании менее чем 60% детей этого возраста числились в таких учреждениях. Охват детей младше 3 лет очень небольшой во всех странах. Только в Дании половина детей этого возраста зарегистрирована в детских яслях.

Начиная с 80-х годов, государственное обеспечение в области услуг по уходу за ребенком существенно увеличилось во всех странах, при этом это скорей была реакция на все увеличивающийся спрос на такие услуги. Уровень государственного участия остается, однако, разным внутри Европейского Союза. Если в Финляндии дети имею право на место в детском саду, то в других странах (например, Англия) вопрос предоставления детских садов, субсидируемых государством, до сих пор является предметом больших споров в связи с тем, что до недавнего времени здесь доминировала идеология частного финансирования.

Характер государственной помощи семьям с детьми дошкольного возраста очень разнообразен. В Бельгии и Франции содержание ребенка в дошкольном учреждении бесплатно для всех — независимо от дохода, в Дании и Германии доступно за очень низкую плату. В Ирландии и Финляндии от платы за содержание ребенка-дошкольника освобождается родитель-одиночка, в ряде других стран плата в этом случае значительно понижается. Только в Греции, Испании и Великобритании государство не предоставляет прямых субсидий одиноким родителям с ребенком дошкольного возраста. В целом затраты семей на воспитание ребенка-дошкольника обходятся родителям от 36% от средней заработной платы (в Греции) до нуля (в Бельгии и Франции).

Оплата детских яслей и детских центров может быть частично или полностью компенсирована через пособия, покрывая стоимость услуг детских учреждений (как в Дании и Великобритании). В других странах (Финляндия, Нидерланды, Швеция) детские учреждения субсидируются так, что оплата зависит от дохода родителей. Также, расходы по уходу за ребенком могут быть частично компенсированы налоговыми льготами (Германия) или скидками (Бельгия и Франция). Страны без универсальной системы помощи, такие как Италия, могут предоставлять детские дотации на оплату детских садов, осуществляя проверку дохода. Часто региональные органы управления могут предоставлять различные формы помощи по уходу за детьми.

В некоторых странах, в которых не предоставляются пособия для оплаты услуг детских учреждений, родители, воспитывающие своих детей дома, получают право на денежные переводы. Эти пособия улучшают положение одного из родителей, который не работает или работает неполный рабочий день (в этом случае размер пособия снижается). В ряде случаев (как, например, во Франции) требуется покинуть свою текущую работу.