Философия жизни» и ее разновидности
«Философия жизни» возникает как реакция на рационализм; обосновывает иррационалистическую философию (последняя треть XIX в., главным образом в Германии и Франции).
«Философия жизни» выступала за реабилитацию жизни, против ее ущемления и обеднения рассудочным, политическим, экономическим и иными утилитарными подходами. В связи с этим понятие «жизнь» призвано заменить понятие «бытие». Бытие – это статичное состояние. Жизнь – это движение, становление.
Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания, понимания, интуиции, веры, любви и т. д.
В «философии жизни» можно выделить три основных школы: академическую «философию жизни» В. Дильтея и Г. Зиммеля, «творческую эволюцию» А. Бергсона и его последователей, «философию воли и власти» А. Шопенгаура, Ф. Ницше и их последователей.
Наиболее известной работой А. Шопенгауэра (1788–1860) является двухтомник «Мир как воля и представление», в котором изложены основные постулаты его концепции. В своей философии Шопенгауэр противопоставляет волю и разум. Субъект и объект – соотносимые моменты, из которых складывается мир как представление, где нет объекта без субъекта. Мир для субъекта есть его представление. Мир – слепая воля к жизни, которая дробится на множество объективаций. Человек создает себя всей волей к жизни. Вывод – о беспредельном эгоизме человека. Преодоление эгоистических импульсов Шопенгауэр находит в искусстве и морали. Искусство – незаинтересованное созерцание. Из всех искусств Шопенгауэр предпочитал музыку, которая наиболее непосредственно выражает волю к жизни. В морали видел иллюзорность счастья, неотвратимость страдания.
Шопенгауэром увлекались Р. Вагнер, Ф. Ницше, П. Чайковский, А. Скрябин, Т. Манн, Б. Пастернак, М. Булгаков.
Центральным понятием у немецкого философа В. Дильтея (1831–1911) является понятие жизни как способа бытия человека. Задача философии (как «науки о духе») по Дильтею, – понять жизнь из нее самой. Философия должна начинать с анализа сознания. Дильтей полагал, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Понимание приводит к таким категориям , как значимость, ценность, цель, развитие, идеал. Все они чужды познанию природы и укоренены в самой жизни.
Французский философ А. Бергсон (1859–1911) являлся основателем интуитивизма. Основное произведение «Творческая эволюция» (1907). Согласно его воззрениям, человек не должен руководствоваться разумом, а должен просто жить, в идеале — напряженно, динамично, переживая все, что можно пережить. И полагаться во всем на подсознательную интуицию, которая всегда мудрее всякого разума. Из интуиции вытекает понятие творческой эволюции, которая присуща природе, обществу. Философия похожа более на искусство, чем на науку.
Произведения Ницше написаны в форме афоризмов и мифических иносказаний, что послужило причиной их неоднозначного понимания и вольной интерпретации.
Это учение имеет непосредственным источником волюнтаризм Шопенгауэра. Воля – основа жизни, которая находится во всех ее представлениях.
Ницше провозглашал учение о воли к власти. Под волей к власти понималось самоутверждение воли к жизни. Для Шопенгауэра мир есть воля к власти и интерпритация.