Материализм XVIII века

 

Философия просветителей в Европе ХVIII в. заняла господствующее положение. Это выразилось в философском, педагогическом и политическом движении, постепенно охватывавшем разные страны, а также в усиливающемся росте буржуазных отношений в наиболее развитых европейских странах: Англии, Франции, Голландии, Италии, Германии, частично в России. Просвещение формируется на почве различных традиций не в виде теоретической системы, а, скорее, в форме идеологического движения, носящего в каждой отдельной стране специфический характер, но с общей основой: верой в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества, освобождение от оков невежества, суеверии, мифов, угнетения. Культ Разумау просветителей подразумевает защиту научного и технического познания как средства преобразования мира; религиозную нетерпимость; защиту естественных прав человека и гражданина; отказ от метафизических догматических систем; критику суеверий и защиту деизма (но также и материализма); борьбу против со­словных привилегий и тирании.

Во французском Просвещении отчетливо выделяются три направления: деятельность энциклопедистов (Дидро); материализм (Ламетри, Гельвеций, Гольбах); социально-политическое направление (Монтескье, Вольтер, Руссо). У всех трех направлений есть свои лидеры – это соответственно Дидро, Гольбах и Руссо.

Крупнейший представитель Просвещения Вольтер (1694–1778) – философ, поэт, писатель, историк, чьи сочинения получили широкую известность не только в кругу интеллектуалов того времени («Кандид, или Оптимизм», «Философия письма», «Философский словарь», «Орлеанская девственница» и др.). Мир, как автономное и самодвижущееся образование ис­следует наука. Но мир несовершенен. В нем наряду с целесообразностью есть несправедливость.

Гольбах

Поль Гольбах (1723–1789) – последовательный материалист, изложивший свою философию в произведении «Система природы». Исходя из внутренней активности материи, считая движение способом ее существования, он стремился объяснить все существующее модификацией движения, которое всегда необходимо. Люди способны разобраться во всех хитросплетениях существующих явлений и сознательно противостоять страданиям выпадающим на их долю. В этой связи Гольбах отрицал религию (он – атеист), но уделял большое влияние этике и концепции общественного договора.

Присутствующие в мире изначально Добро и зло, справедливость и несправедливость соотносятся так, что заставляют отнестись с сомнением к целесообразности.

Он яростновыступал против католической церкви (призывая «Раздавить гадину»), критиковал ее вероучение.

Просветительский разум, с его точки зрения, лежит в основе юридических норм и концеп­ции государства. Если можно говорить о естественной нравственности, то также можно говорить и о естественном праве. Во Франции политико-юридическое течение Просвещения вылилось в революцию, одним из первых шагов которой стала типичная для естественного права Декларация прав чело­века и гражданина.

Наиболее известными представителями французского материализма XVIII в. можно назвать Ламетри (1709–1751), Дидро (17313–1784), Гельвеция (1715–1771), Гольбаха (1723–1789).

К основным недостаткам французского материализма относится, во-первых, то, что он был механистическим, так как опирался в теоретическом осмыслении мира на законы механики, которыми определялись все природные и общественные процессы. Во-вторых, он был метафизическим, т. е. антидиалектическим в объяснении действительности и нашего познания. В-третьих, он склонялся к идеализму в понимании общества и человека.

Кант назвал Руссо «Ньютоном нравственности», а Г. Гейне – «револю­ционной головой, исполнительной рукой которой стал Робеспьер».

Основное положение его концепции — прогресс в науках, искусствах и ремеслах (тех­нике), хотя и принес человечеству блага, но не способствовал росту нравственности людей. Наоборот, прогресс цивилизации привел к упадку нравов. Планы будущего счастливого общества должны исходить из природы естества. Именно в природе все целесообразно. Чем человек ближе к природе, тем он счастливее.