Ввод новых станций

2015 год — открытие второго выхода станции «Спортивная» на Васильевский остров.

2014—2018 годы

Открытие второй очереди Фрунзенского радиуса со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары», а также депо «Южное».

Открытие участка Правобережной линии от «Спасской» до «Горного института» с промежуточной станцией «Театральная».

Продление Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская».

2019—2025 годы

Открытие первой очереди Красносельско-Калининской линии от станции «Юго-Западная» до станции «Каретной» и депо «Красносельское».

Открытие участка Правобережной линии от станции «Горный институт» до станции «Морской фасад» со станцией «Гавань».

Продолжение Приморского радиуса от станции «Комендантский проспект» до станции «Шуваловский проспект».

Продление Невско-Василеостровской линии от «Беговой» до «Планерной».

После 2025 года

Открытие участка Красносельско-Калининской линии от станции «Каретной» до станции «Пискарёвка».

Открытие участка Фрунзенско-Приморской линии от станции «Шуваловский проспект» до станции «Коломяжская» и депо «Коломяжское»

Открытие участка Красносельско-Калининской линии от станции «Юго-Западная» до станции «Петергофское шоссе» со станцией «Брестская».

Открытие первой очереди Адмиралтейско-Охтинской линии (в виде ответвления от Красносельско-Калининской) от станции «Суворовская» до станции «Янино».

Продление Правобережной линии в Лахту.

Продление Кировско-Выборгской линии от станции «Проспект Ветеранов» до аэропорта «Пулково», а также строительство ответвления от «Политехнической» вдольпроспекта Культуры.

Продление Правобережной линии из Лахты в Юнтолово со строительством депо.

Продление Красносельско-Калининской линии до «Ручьёв» на северо-востоке (с депо «Ручьи») и до станции Стрельна на юго-западе.

Продление Адмиралтейско-Охтинской линии от «Суворовской» через центр города и Канонерский остров до железнодорожной платформы Сосновая Поляна.

Кольцевая линия

В Программе развития метрополитена 2011 года Кольцевая линия выделена отдельно от остальных, и ориентировочные сроки её ввода не указаны. Предположительные сроки проектирования после 2020 года, начало строительства после 2025 года, частичный ввод в эксплуатацию после 2030 года (отдельными участками), полный окончательный ввод после 2035 года (предположительно, но скорее всего не ранее этого срока).

Станции на территории Ленинградской области[править | править вики-текст]

Открытие станций «Кудрово», «Юго-Восточная», «Янино» и «Бугры» возможно в случае совместного финансирования с Ленинградской областью.

 

 

2. Сады Петербурга.

Сады и парки Санкт-Петербурга составляют часть зелёных насаждений города.

Зелёные насаждения Санкт-Петербурга и пригородов вместе с водной поверхностью занимают около 40% городской территории (по данным 2002 года). К 2000 году на 1 жителя города приходилось около 65 м² насаждений. Общая площадь зелёных насаждений превышает 31 тысячу га, в их числе 68 парков, 166 садов, 730 скверов, 232 бульвара, 750 озеленённых улиц[1].

Парки города расположены в различных ландшафтных условиях: на нижней и верхней террасах побережья Финского залива (парки Стрельны, Петергофа иЛомоносова), моренной равнине (парки города Пушкина), камовых холмах (Шуваловский парк, Осиновая роща). Основу ряда парков составляют естественные леса, до сих пор сохранившие свой породный состав (Сосновка, Удельный парк). Многие парки созданные в послевоенные годы, разбиты на территории, где древесная растительность фактически отсутствовала (Московский парк Победы, Приморский парк Победы)[

Первые петербургские сады и парки появились сразу после основания города. Ещё при Петре I в Санкт-Петербурге появились Летний сад, парк Екатерингоф, Аптекарский огород (ныне Ботанический сад). Большинство садов и парков в то время являлось частью усадеб. Их планировка имела регулярный характер: симметричная сетка дорожек, подстриженные деревья.

В конце XVIII века в Санкт-Петербурге начали появляться пейзажные парки. Таковыми стали Таврический сад и сад при Юсуповском дворце. В XIX веке стали появляться первые общественные парки. Среди них - Александровский парк близ Петропавловской крепости, Александровский сад у Адмиралтейства.

После 1917 года все сады и парки в Санкт-Петербурге стали общедоступными. Многие парки в центре города являются свидетелями важных событий в истории Петербурга, хранят память о посещавших их знаменитостях. История садов и парков Санкт-Петербурга - часть истории города в целом.

 

Название Ближайшее метро
Академии художеств сад Василеостровская
Александровский парк Горьковская
Александровский сад Адмиралтейская
Бенуа сад Политехническая
Ботанический сад Петроградская
Воронихинский сквер Невский Проспект, Гостиный Двор
Детский парк им. 9 января Нарвская
Екатерингоф парк Нарвская
Лесотехнической академии парк Лесная, Площадь Мужества
Летний сад Невский Проспект, Гостиный Двор
Лопухинский сад Петроградская, Чёрная Речка
Михайловский сад Невский Проспект, Гостиный Двор
Московский парк Победы Парк Победы
Полежаевский парк Проспект Ветеранов
Пушкинский сквер  
Румянцевский сад Василеостровская
Таврический сад Чернышевская
Центральный Парк Культуры и Отдыха (Елагин остров) Крестовский Остров, Старая Деревня
Юсуповский сад Сенная Площадь, Садовая

 

Билет №15

1. Рассказ об одном из пригородов Петербурга (по выбору).

Наша первая прогулка – по городу Красное Село, который в нынешнем году отмечает свое трехсотлетие, и его окрестностям.

Красное Село – один из интересных, но далеко не самый популярный петербургский пригород. Добраться до него можно по Таллинскому шоссе, которое в черте Красного Села становится главной его магистралью, названной, естественно, в честь Ленина (до революции – Петербургская улица).

Нашу прогулку можно начать с перекрестка проспекта Ленина и Стрельнинского шоссе, после подъема на возвышенность, на которой расположена центральная часть города. Красное Село раскинулось на одном из отрогов Ижорского плато – возвышенности, сложенной из известняков, которой город обязан, по одной из версий, своим названием. Есть мнение, что свое название Красное Село получило из-за красивых видов, открывающихся с этого высокого места. Но, скорее всего, причина другая. Сюда на строительство бумажной фабрики и мельницы в XVIII веке переводились крестьяне из-под Москвы – из села Красного. Как и во множестве других случаев, переселенцы привезли с собой и название поселения.

Основание Красного Села связано с деятельностью Петра I: в 1710 году он подарил эти земли своей супруге Екатерине Алексеевне. Царь сам выбирал место для ее усадьбы. На вершине холма построили небольшой деревянный дом, а рядом на месте современной Троицкой церкви – храм Св. Екатерины. После постройки это место стало упоминаться под именем «Дворцового селения». На реке Лиге соорудили плотину, а на ней – мельницу, но не мукомольную, а бумажную. Собственно, основание бумажной фабрики и стало, по мнению большинства исследователей, датой основания «дворцового села Красного». Это произошло в 1714 году, поэтому в этом году Красное Село празднует свое трехсотлетие.

Пройдя мимо новостроек и квартала, построенного после Великой Отечественной войны, мы оказываемся на главной площади города, образованной проспектом Ленина, улицами Суворова и Юных Пионеров. Наиболее яркое и интересное здание здесь – церковь Св. Троицы. Первый деревянный храм на этом месте появился в царствование и по повелению владелицы Екатерины I, и посвящен он был Св. великомученице Екатерине. Вскоре церковь сгорела, а в 1735 году по указанию Анны Иоанновны появилась и первая каменная церковь – Св. Троицы работы архитектора И. Я. Бланка, которая в перестроенном виде дошла до наших дней.

В XIX веке церковь опять горела и после пожара была восстановлена А. И. Резановым. В 1883 году потомственный почетный гражданин Арсений Бородулин подарил 10 тысяч рублей серебром на золочение шпиля и главы церкви. В советское время церковь была закрыта (службы шли до 1939 года), там разместился клуб. В годы оккупации церковь вновь открыли.

Во время войны церковь пострадала незначительно. Однако уже потом, в 1960-е годы, снесли купол и часть колокольни, уничтожили алтарь. Тогда же исчезли иконы, церковная утварь, колокола, было снесено кладбище настоятелей у стен церкви. С 1948-го по 1988 год в ней размещался красносельский дом культуры. В 1995 году Троицкая церковь была включена в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения. В 1998 году храм полностью вернули верующим.

От церкви Св. Троицы на юг вдоль проспекта Ленина раскинулся парк «Красное Село». Ранее, да и сейчас в некоторых документах он также называется «Дворцовым». В XIX веке здесь располагались дворцы представителей царствующей династии, являвшихся шефами гвардейских полков и приезжавших ежегодно на летние гвардейские маневры. Сейчас из них сохранились лишь двухэтажное белое здание кухни одного из императорских дворцов (пр. Ленина, 112) и деревянный дворец великого князя Михаила Павловича (пр. Ленина, 114) – очень характерной для Красного Села простой загородной архитектуры.

На удивление, все беды ХХ века, уничтожившие почти полностью старые постройки Красного Села, здание дворца не затронули. По правую же руку возвышается помпезное здание «Мостоотряда № 19» (пр. Ленина, 77), занимающегося строительством мостов, путепроводов по всей России. Одна из самых известных и новых его работ в Петербурге – вантовый мост через Неву. Добавим, что в здании «Мостоотряда» расположен уникальный музей мостов.

За парком по пр. Ленина по левую руку на пересекающем его пер. Щуппа (ранее – Госпитальная ул.) расположен второй храм, дошедший до наших дней, – госпитальная церковь Св. Александра Невского. Церковь возвели в 1855 году по инициативе главнокомандующего гвардией великого князя Владимира Александровича на деньги частных благотворителей. Храм быстро обветшал и на деньги купца Черепенникова был перестроен по проекту инженера В. А. Колянского в традиционном для того времени неорусском стиле.

Прихожанами храма были обслуживающий персонал военного госпиталя, военные Красносельского гарнизона и местные жители близлежащих слобод – Коломенской и Фабричной. После 1917 года храм стал приходским, а в 1932 году его закрыли. Там располагались хозяйственные службы соседней военной части. В 1942 году храм открыли немецкие оккупационные власти, однако в 1944-м там уже была конюшня – всех жителей Красного Села угнали на работу в Германию и церковь закрыли. В 1947 году прихожане восстановили храм, и в нем начались богослужения. В 1995 году церковь включили в число объектов исторического и культурного наследия как памятник архитектуры федерального значения.

Жизнь в Красном Селе в XIX – начале ХХ века была необычной: она очень бурно развивалась летом во время проведения гвардейских лагерей и почти совершенно замирала осенью, зимой и весной. Постоянными жителями были работники бумажных фабрик и крестьяне, занимавшиеся огородничеством. Они жили в нескольких слободах, разраставшихся по холму от центра города. Каменные постройки были редки, в основном деревянные.

Почти вся современная застройка Красного Села новая. В дни Великой Отечественной войны город дважды – в 1941 и 1944 годах – горел, становился ареной упорных боев. В послевоенный период строить его пришлось фактически заново. Старых зданий сохранились единицы. Современные постройки за редким исключением – типовые. Отметить можно лишь здания квартала по пр. Ленина, № 92 – 104, которые перекликаются по стилю со сталинской архитектурой Ленинграда 1950-х годов.

Необходимо отметить, что главная улица города – одновременно и главная его проблема. Через Красное Село круглосуточно движется поток легковых и грузовых машин, выезжающих из Петербурга в западном направлении, в сторону границы с Эстонией. Жители на протяжении многих лет выступают за строительство транспортного обхода города, но прогресса в этом вопросе пока не видно.

Перед выездом из Красного Села – памятник А. Ф. Можайскому. В этих местах проводились его опыты по строительству летательного аппарата тяжелее воздуха – «воздухоплавательного снаряда».

Завершение главной улицы Красного Села предполагается в ближайшее время изменить. Появится новая развязка, в центре которой возведут триумфальную арку в честь победы над фашистской Германией. Идея несколько необычная, но у нее интересные исторические корни. В 1945 году в Ленинграде возводились триумфальные арки для торжественной встречи войск, возвращавшихся из Германии. Так же встречали войска из заграничных походов после окончания войны с Наполеоном. Правда, в 1945 году арки возводились из недолговечных материалов и были быстро разобраны. В новом проекте есть перекличка как с петербургскими арками XIX века, так и с ленинградскими середины ХХ.

В город Красное Село можно приехать не только по Таллинскому шоссе, но и по железной дороге. В этой части прогулки мы расскажем о ближайших станциях и достопримечательностях, вдоль нее расположенных.

Сама ветка, которая сейчас ведет с Балтийского вокзала на участке от Лигова до Гатчины, изначально обязана своим существованием именно Красному Селу. Она являлась ответвлением частной железной дороги, построенной Александром Людвиговичем Штиглицем до Петергофа в первой половине XIX века.

Чтобы заинтересовать Штиглица в строительстве, армейское руководство добилось разрешения выделить солдат в помощь строителям дороги. Красносельская ветка была построена силами военных в рекордно короткие сроки – с октября 1858 года по июнь 1859 года. В первые годы работы этой ветки движение по ней осуществлялось только с весны до осени из-за недостатка пассажиров и груза. Поезда ходили сначала всего лишь два раза в сутки. И только в 1870-х годах ее объединили с существовавшей веткой до Гатчины и приспособили для перевозки грузов.

Первая станция на территории современного Красного Села – с необычным названием Скачки. Особенно если оглянуться вокруг: маленькие домишки дачников на микроскопических участках и никаких признаков ипподрома. И тем не менее место связано, как и все в Красном Селе, с историей российской гвардии. В этом месте, на правом берегу речки Лиги (она же Дудергофка), проводились в XIX – начале XX века офицерские скачки. Повелось так потому, что изначально тут размещался летний Особый кавалерийский лагерь.

Скачки сначала были мероприятием локальным – исключительно между офицерами одного полка. В 1857 году был издан указ о проведении скачек для офицеров кавалерии и конной артиллерии. Построили большой ипподром с трибунами, конюшнями и павильонами для высоких гостей. Автором проекта был А. И. Штакеншнейдер. Вся эта красота была нужна всего лишь раз в год – для проведения одних-единственных гвардейских скачек. Почти всегда на них присутствовал император. Категорически запрещалось организовывать на этих скачках ставки и тотализатор. Выходить на старт офицеры должны были в походной форме, с оружием и на строевой лошади. Победители скачек получали призы из рук императора. После начала Первой мировой войны скачки не проводились. После революции поле использовалось как аэродром.

Неподалеку, примерно в километре на восток от станции, находится мемориал, носящий в народе название «Дот Типанова». Это остатки немецкого железобетонного сооружения, на которых установлена мемориальная доска. 17 января 1944 года при освобождении Ленинграда от блокады гвардии рядовой 64-й стрелковой дивизии комсомолец Александр Типанов закрыл своей грудью амбразуру этого дота.

В 1975 году на средства предприятий Красносельского района здесь, на высоте 112, возвели мемориальный комплекс. Он включил в себя капсулы с землей с мест захоронений воинов Советской армии, повторивших подвиг Александра Матросова на Ленинградском и Волховском фронтах. Сам рядовой Типанов похоронен в братской могиле в парке Красного Села. Долгие годы мемориал находился в запущенном состоянии, сейчас ситуация постепенно меняется...

Следующая станция железной дороги – Красное Село. Здесь сейчас новый вокзал, построенный в 1950-х годах. Первый вокзал сооружался для конечной станции Красное Село, поэтому его оборудовали поворотным кругом для разворота паровозов. Для простых пассажиров было построено деревянное здание с башней. Царствующим особам и их родственникам предлагался отдельный павильон. Первый вокзал сгорел через 15 лет после постройки, и вместо него возвели новый в неоготическом стиле.

Начальник железнодорожного вокзала «Красное Село» А. П. Верландер в 1883 году выпустил путеводитель «По Балтийской дороге». В нем дано следующее описание Красносельского вокзала: «Станция III класса. Вокзал весьма красивый, своеобразной архитектуры. Здание деревянное, крытое железом. Имеются покои для особ императорского дома. Залы для пассажиров всех 3-х классов. Уборные имеются как мужские, так и дамские (при дамской уборной женская прислуга). Для станционного водоснабжения вода проведена из реки Дудергофки к фильтру близ паровозного здания. Откуда накачивается паровым насосом в бак... Ключевая вода, употребляемая для питья и варки кушанья, признана всеми специалистами превосходною и гораздо более здоровою, чем та, которая потребляется населением столицы. Буфет снабжен разнообразным, вкусным и питательным столом и напитками по умеренным ценам».

Забавно, но перед нами – скрытая реклама в стиле XIX века: А. П. Верландер поставил неподалеку на целебных источниках лимонадный заводик и потихоньку снабжал станцию своими же напитками. Удивительно, но деревянное здание завода, хоть и в очень плохом состоянии, но сохранилось. Его можно увидеть слева по движению поезда на перегоне от Красного Села до станции Можайская. В темной покосившейся постройке с трудом угадываются черты здания, украшенного резьбой и известного нам по открыткам конца XIX – начала ХХ века.

Строительство железнодорожной ветки Лигово – Красное Село, а затем железной дороги Красное Село – Гатчина имело большое значение для армии. Гвардейские пехотные полки и юнкера военно-учебных заведений из Петербурга в Красносельский лагерь получили возможность попасть поездом, а не идти пешком. Да и развитие окрестностей Красного Села как популярной дачной местности получило сильный толчок.

В годы Великой Отечественной войны готический вокзал в Красном Селе был разрушен, а долина вокруг него затоплена. Когда в январе 1944 года советские войска освобождали город, противник, вероятно, с целью помешать нашему продвижению, подорвал плотины и залил долину водой. По всей видимости, эта попытка оказалась неудачной. По крайней мере существенного влияния на темп продвижения войск не оказала. На архивных фото хорошо видно, как успешно буксируется тяжелая артиллерия по долине Дудергофки, пусть и залитой водой...

Последняя станция на территории муниципального округа город Красное Село и в нашей прогулке – Можайская. В отличие от Скачек и Красного Села станция неплохо сохранилась. Двухэтажный красный павильон работы архитектора С. П. Лазарева-Станищева появился в последнем десятилетии XIX века. В нем сочетаются элементы русского деревянного зодчества и итальянской архитектуры. Такое смешение очень характерно для второй половины XIX века.

Несколько слов о названии станции. Сейчас она носит имя А. Ф. Можайского, производившего недалеко от этого места опыты по строительству летающего аппарата тяжелее воздуха. До 1948 года станция носила название «Дудергоф». Тогда боролись с засильем всего иностранного, и название «Дудергоф» показалось «немецким». А вообще-то оно шведских времен, но восходит к более раннему русскому названию. Село Дудорово известно в 1500 году по писцовым книгам. А русское название в свою очередь ведет свое происхождение от саамского «дуддар», что переводится как «гора». Немудрено, ведь поселение находится у подножия самых высоких возвышенностей в округе – Дудергофских высот, гор Ореховой и Вороньей.

Впрочем, история этого места настолько древняя и интересная, что мы посвятим ей отдельную статью и прогулку. Завершая же рассказ о станциях железной дороги в окрестностях Красного Села, отметим, что каждая из них имеет свои памятные места – как исторические, так и природные. Железная дорога идет вдоль живописных Дудергофских озер, и сам по себе маршрут пешей прогулки вдоль линии железной дороги представляется для любителей небанального туризма очень интересным. Благо движение по железной дороге совсем не интенсивное.


Начать прогулку по красносельским озерам и паркам можно прямо от железнодорожной станции Красное Село.
Выйдя из вагона электрички, нужно пройти мимо корпусов Красносельской бумажной фабрики вдоль линии железной дороги.
Справа вскоре покажется трехметровая насыпь.


Удивительная картина откроется взгляду, когда вы подниметесь на нее: озеро будет расположено... выше линии железной дороги. Насыпь искусственная, и она как раз и образует восточный берег водоема. Своим возникновением Безымянное (именно так неоригинально его называют) озеро обязано той самой бумажной фабрике, которая осталась позади, по правую руку.

Чтобы начать разговор об озерах, нужно обратиться к истории и чуточку – к геологии. Изначально на месте цепочки живописных озер, обрамляющих с запада возвышенность, на которой расположен город Красное Село, протекала речка Дудергофка. Вытекала она из небольшого озерца или болотца ледникового происхождения. Питалась чистыми окрестными ключами. Но где-то между 1500 и 1630 годами то ли русские, то ли уже шведы перегородили речку плотиной – так образовалось первое – Дудергофское – озеро.

Потом, в 1714 году, была возведена вторая плотина, на которой построена первая бумажная фабрика, собственно, давшая начало Красному Селу. Перед ней образовалось Долгое озеро. А в конце XVIII века появилась вторая, частная, бумажная фабрика, плотина которой образовала Безымянное озеро. Так что, по сути своей, перед нами цепочка прудов, через которые течет речка Дудергофка (Лига).

Пройдем по берегу живописного озера. На противоположной стороне виден пляж – единственный в Петербурге, соответствующий всем санитарным нормам. Однако не стоит так уж доверять этим данным. Взгляд в «Яндекс» или гугл-карты позволит самостоятельно оценить загрязненность и замутненность воды озера. Прогуливаясь по берегу, мы приближаемся к руинам двухэтажного здания. Это дворец Александра I.

Гвардейские сборы начались в окрестностях Красного Села еще при его царственной бабке – Екатерине Великой, однако регулярно стали проводиться только в начале XIX века. Император обязательно должен был на них появляться. Для него выкупили и перестроили небольшой купеческий дом, вокруг построили службы, разбили цветник, устроили аллеи для подъезда. Сейчас дворец в полуразрушенном состоянии. Земля под ним выкуплена, владельцы неизвестны, и никому в голову не приходит восстановить последний из сохранившихся в Красном Селе императорских дворцов хотя бы к трехсотлетию города.

Осмотрев руины, мы продвигаемся к плотине у следующего – Долгого – озера. Невзрачные здания поблизости – остатки той самой первой бумажной фабрики. Тут стоит пояснить, зачем в XVIII – начале XIX века бумажные производства жались к воде. Собственно, падающая вода – это единственный до изобретения парового двигателя серьезный, мощный, надежный и недорогой источник энергии. Сила падающей воды использовалась не только для помола зерна в муку.

В Стрельне при помощи воды перетирали краски и материалы для строительного раствора, в Сестрорецке – сверлили пушки. А здесь, в Красном Селе, перемалывали бумагу. Перемалывали из тряпок. Растительную целлюлозу стали подмешивать значительно позже. И начинавшийся неподалеку Лиговский канал, вопреки сложившемуся в среде историков и краеведов стереотипу, предназначался не для снабжения водой фонтанов Летнего сада, а для подвоза из Петербурга сырья и доставки обратно из Красного Села такого стратегического военного товара, как бумага.

Стратегического? Военного? Дело в том, что на бумаге не только писали. В нее заворачивали отдельные порции пороха для засыпки в ствол дульнозарядного оружия. Так что товар вполне военный и стратегический, каждому солдату нужный.

От фабрики, осмотрев плотину и Долгое озеро, можно двинуться налево к Дудергофскому озеру, а можно пойти направо к пляжу на Безымянном и по старинной аллее подняться в парк «Красное Село». Так и поступим, а к Дудергофскому озеру выйдем с другой стороны, через парк. Парк, раньше носивший название «Дворцовый», расположен на откосе между городом Красное Село и цепочкой озер. В XIX веке он примыкал к гвардейским лагерям. Собственно, как и все в Красном Селе, дворцово-парковое строительство объяснялось и выстраивалось логикой гвардейских лагерных сборов. Парк был разбит так, чтобы прямо из дворцов царствующие особы и их родственники могли наблюдать за лагерями своих подшефных полков. Для этого у деревьев, высаженных у построек, регулярно подрезались верхушки.

Старое название парка «Красное Село» – «Дворцовый» – говорит само за себя: в нем располагались дворцы императоров Николая I, Александра II, Александра III и великих князей Михаила Павловича и Николая Николаевича- старшего. Только почти ничего от них не сохранилось, повезло только дворцу Михаила Павловича и дворцовой кухне. Война частым гребнем прошлась по постройкам Красного Села, и то, что уцелело, сохранилось буквально чудом.
Поднимаясь по аллее вверх, мы проходим мимо пруда. Неподалеку располагался театр. Да-да, в Красном Селе был свой театр и играли там актеры императорской труппы. В силу особенностей самого Красного Села и театр был необычный. Он предназначался для военных и коронованных особ. Гражданские лица могли туда попадать лишь «по случаю». Для городской элиты в XIX веке театр выполнял функции клуба, места для общения, центра общественной жизни. Гвардейских офицеров это касалось в первую очередь.

Правда, специфическая публика определяла репертуар: серьезных и длинных вещей здесь не ставили, все больше – веселые пьесы или небольшие балеты. В 1890 году Мариус Петипа поставил специально для Красносельского театра балет «Ненюфор». В годы советской власти обветшавший театр не ремонтировали. В Великую Отечественную он сгорел, и о его былом существовании напоминает лишь Театральная улица.

Поднимемся наверх, ближе к проспекту Ленина. Наш путь – мимо памятника вождю революции, обязательного даже для небольшого города. У этого – тяжелая судьба. Первый памятник – типовой, был сделан из бетона и лишился головы при так и не выясненных обстоятельствах в 2009 году. Отреставрировать его не представлялось возможным, и в Музее городской скульптуры подобрали ему замену. Вместо бетонного Ленина на пьедестал встал металлический, оригинальный, созданный в 1959 году по проекту Евгения Захарова. До последнего времени он стоял во дворе Петрозавода. Когда завод снесли, очищая площадку для «Охта центра», памятник передали в запасники музея. И теперь он нашел пристанище в парке Красного Села.

Мимо памятника Ленина по парку можно выйти к большой братской могиле. Она расположена на месте, которое раньше занимал деревянный дворец Николая I в парке. От него не осталось и следа. Знакомясь с мемориалом, недавно обновленным, можно осознать, какая большая цена была заплачена в январе 1944 года за освобождение Красного Села. 2200 бойцов были захоронены в братской могиле. Отдельно небольшими стелами обозначены места захоронения Героев Советского Союза Т. В. Федорова и А. Ф. Типанова.

Спустимся от братской могилы на нижнюю террасу парка и отправимся в сторону Дудергофского озера. Сам живописный парковый ансамбль формировался на протяжении всего XIX века. Работы по благоустройству местности вел знаменитый английский мастер Томас Грэй, создававший поблизости ропшинский парковый ансамбль. Идея, заложенная в планировке, читается и сейчас: все постройки располагались на верхней террасе, а парк «спускался» в долину Дудергофки, формируя прекрасный вид из окон дворцов.

Вскоре впереди покажется и Дудергофское озеро. Оно самое «старшее» из трех озер и так же, как и увиденные ранее, искусственного происхождения. На нем в XVI веке возвели плотину, а на ней поставили мельницу. Плотина сохранилась и по сей день, по ней можно пройти на противоположный берег и выйти к железнодорожной станции Можайская.

Озеро питается источниками, расположенными как на глубине, так и по берегам. Сейчас оно сильно заилено, но внутри сохранилось старое русло реки Дудергофки, продолжающее функционировать: есть течение, другой температурный режим. Река, текущая внутри озера, – своеобразный феномен, редко где встречающийся.


Прогулку по Дудергофу (ныне поселок Можайский в составе города Красное Село)
можно начать от станции, о которой мы рассказали в предыдущем очерке.
Выйдя из электрички, оглянемся: за железнодорожным полотном – пляж,
Дудергофское озеро, перед станцией – главная улица поселка, ведущая,
если идти налево, – к Красному Селу, направо – на площадь у спортивной школы.


Мы отправимся направо и поговорим об относительно недавнем прошлом Дудергофа. Здесь в середине XIX века вслед за строительством линии железной дороги начинает обустраиваться дачный поселок. Только поселок необычный. Между Дудергофом и Красным Селом проводятся маневры, строятся летние гвардейские лагеря, поэтому и дачники соответствующие – гвардейские офицеры, коронованные особы.

Всю вторую половину XIX и начало ХХ века Дудергофом владел великий князь Михаил Николаевич. Он разрешил всем желающим брать землю в аренду, строить и сдавать тут дачи. Застройка Дудергофа строго регламентировалась. Постройки не должны были «безобразить местность». Домовладельцам запрещалось вырубать на участке деревья. На взятом участке арендатор мог строить каменные или деревянные загородные дома, а также разводить сады и цветники. Нельзя было заводить трактиров, харчевен, питейных домов и др. Так создавался аккуратный дачный поселок.

Одна из его центральных площадей и образовывалась несколькими постройками, которые можно увидеть в конце современного проспекта 25-го Октября. В глубине ее мы видим здание в стиле модерн. Оно похоже на загородную усадьбу, и лишь красный крест из метлахской плитки напоминает о его первом предназначении: это одна из первых в России онкологических больниц для бедных. Здание построили по заказу общины Св. Георгия по проекту архитектора Г. И. Люцедарского.

Напротив него в характерном для конца XIX века неорусском стиле была возведена церковь Св. Ольги. Современники отмечали, что храм похож на терем во вкусе древнемосковских церквей: небольшой, но вместительный, уютный, светлый, приятный по сочетанию цветов, которыми была расписана вся его «внутренность». Увы, церковь не сохранилась. Сейчас на ее месте – памятный крест.

Вокруг располагались так называемые инвалидные дома. Мы можем их видеть по левую сторону от площади. Изначально деревянные одноэтажные дома с мезонином строились для «престарелых и увечных солдат», для чего владельцы дач в Дудергофе создали специальное благотворительное общество. Но вот построить дома и начать принимать в них инвалидов обществу оказалось не по силам, и недостроенные домики передали Общине сестер милосердия Св. Георгия, которая уже справилась с этой задачей. Сейчас уникальные, фактически единственные старые деревянные постройки Дудергофа находятся в катастрофическом состоянии. Анонимные владельцы земли не заботятся о сохранении памятников деревянной архитектуры.

Огибая отрог Ореховой горы, можно спуститься к ее подножию по дороге от спортивной школы. Там расположен мемориал воинам-авроровцам «Батарея «А». Здесь в сентябре 1941 года развернулись события одного из эпизодов обороны Ленинграда. На линии от Пулковских высот до Киевского шоссе был расположен последний эшелон Красногвардейского укрепрайона – выставленные на бетонные основания орудия крейсера «Аврора» (всего девятнадцать 130-миллиметровых орудий в двух батареях). Их укомплектовали матросами с разных кораблей, были в расчетах и артиллерийские специалисты с самой «Авроры».

С 6 до 13 сентября 1941 года продолжался бой на позиции. Израсходовав все заряды, оставшись без пехотного охранения, моряки не сдались и подорвали себя, закрывшись в артиллерийском погребе. По сей день можно увидеть станины орудий. Вокруг в 1970-е годы возвели мемориал. Неподалеку в долине между горами Ореховой и Кирхгоф виден еще один мемориал расчету другого орудия с «Авроры» – памятник «Взрыв».

От мемориала по крутой лестнице можно подняться на Ореховую гору. Дудергофские высоты – уникальный памятник природы, сейчас – особо охраняемая природная территория в границах Петербурга, носящая название «Нагорный парк». Как мы уже упоминали, сам город Красное Село находится на отрогах Ижорского плато – большой плоской возвышенности. До сих пор геологи спорят о происхождении на ней трех возвышенностей (горы Ореховая, Воронья и Кирхгоф, высота до 190 метров над уровнем моря). Без воздействия ледника здесь не обошлось, но сам механизм возникновения до конца не ясен.

Высоты эти в силу своей конической формы получают солнечного излучения намного больше, чем равнинная местность вокруг. В итоге все растения зацветают на них значительно раньше, чем в окрестностях, и на самих горах произрастают такие деревья, травы и кустарники, которые в наших северных краях совершенно не характерны. Заметив такие особенности гор, их августейшие владельцы (о которых речь чуть ниже) стали высаживать и другие, также привезенные с юга, растения. В итоге образовался своеобразный «ансамбль» из экзотической и реликтовой флоры. Здесь можно встретить каштан, дуб, бук, вяз, орешник, а из травянистых растений – занесенный в Красную книгу Венерин башмачок.

Поднявшись на вершину Ореховой горы, мы можем обнаружить фундамент старинного «Швейцарского домика». Здесь уместно рассказать о первых владельцах возвышенностей. После отвоевания этих земель у шведов в начале XVIII века на Дудергоф обратил немалое внимание Петр I. По материалам камер-фурьерских журналов видно, что император неоднократно посещал горы – для охоты, катания на санях и даже для геологических изысканий. Все эти территории были подарены им своей супруге – будущей императрице Екатерине Алексеевне в 1710 году.

Впоследствии они перешли к дочери Елизавете Петровне, во второй половине XVIII века Дудергофом владеет Екатерина II. Потом Мария Федоровна – супруга Павла I. В 1819 году Александр I выкупает эту местность в казну, а его брат Николай дарит впоследствии горы своей супруге Александре Федоровне. При ней и начинается создание «Нагорного парка». На вершине горы строится домик «в швейцарском стиле», а у подножия – молочный домик и молочная ферма. Прокладываются дорожки, высаживаются деревья и кустарники. В домике на вершине император Николай I отдыхает во время проведения гвардейских маневров в Красном Селе.

Спустимся с Ореховой горы, пересечем Театральную долину (в ней был театр для живших в Дудергофе дачников) и поднимемся на Воронью гору. Отсюда открывается прекрасный вид на город Красное Село, Дудергофские озера и ближайшие окрестности. У подножия Вороньей горы располагалось одно из самых древних поселений нашего края. Его название (Дудорово) имеет саамские корни. Предположительно саамы заселяли наш край в позднем каменном – раннем железном веках и впоследствии переселились на север, в район современного обитания.

Русская деревня Дудорово упомянута в писцовых книгах на рубеже XV – XVI вв. Она была центром административной единицы – Дудоровского погоста. В начале XVII века территории по берегам Невы, включая и те, где мы гуляем сейчас, оказались под властью шведской короны. И Дудергоф стал одним из важных центров новой территории, получившей название Шведская Ингерманландия. Учреждено было баронство Дудергофское. Бароном стал Йоган Шютте, учитель и сподвижник короля Швеции Густава II Адольфа, впоследствии – генерал-губернатор Лифляндии, Ингерманландии и Карелии. На северном отроге Вороньей горы строится небольшая мыза – двор барона Шютте. Ныне от построек XVII века ничего не осталось.

Спускаясь с Вороньей горы, можно осмотреть обветшавшее здание лимонадного завода А. П. Верландера, построенное в XIX веке, и знаменитые целебные Дудергофские источники. Вода отсюда в XVII и XIX веках в бочках водовозов отправлялась в Петербург. Такие бочки носили белую маркировку (полосу). Вода из них ценилась за чистоту и приятный вкус. Доверяясь народным преданиям, жители города и сейчас приезжают, чтобы набрать из них воды. Но в условиях промышленного развития и соседней неконтролируемой коттеджной застройки качество воды выглядит сомнительным...

Пройдя вдоль линии железной дороги и берега озера к станции, мы завершим таким образом нашу прогулку по древнему Дудергофу.


Наша завершающая прогулка по окрестностям города Красное Село, несомненно,
должна быть посвящена самому важному аспекту его жизни в прошлом – военным
лагерным сборам, проходившим здесь с конца XVIII по начало ХХ века.
Сам маршрут можно опять начать от станции Можайская, пройти вдоль
берега Дудергофского озера с выходом на возвышенность, где расположен сейчас
город, и с посещением Военного поля за Гатчинским шоссе.


Российская гвардия – особое явление, феномен военной и политической жизни страны на протяжении XVIII – XIX вв. Всегда она была опорой трона, впрочем, иногда активно влияя на процесс смены царствующих персон. Большинство правителей России прилагали значительные усилия для укрепления и развития гвардии как института. Петербург как столица был военным и в значительной мере – гвардейским городом. Гвардии, а также учебным заведениям, где будущих гвардейских офицеров готовили, было нужно место для летних лагерей и маневров.

После нескольких попыток провести их в окрестностях Петергофа такое место было найдено. Им стало Красное Село. Тут проведение маневров было чрезвычайно удобным. Местность сочетала сразу несколько типов ландшафтов – равнина, возвышенности, овраги. Есть и водные преграды: реки, озера. Все это недалеко от Петербурга и во второй половине XVIII века не сильно освоено, не застроено дворцами и парками, как, например, окрестности Петергофа.

Первые гвардейские маневры прошли в Красном Селе в июне 1765 года. Гвардия вышла за город, поставила временный палаточный лагерь и стала готовиться к маневрам. Все это происходило на возвышенности за современным Красным Селом, в пункте, который станет завершением нашей прогулки.
Однако основные моменты этого события стоит описать до начала рассказа о других лагерях и маневрах. В военных играх принимали участие не только гвардейские полки. Суздальский пехотный возглавлял никому еще не известный полковник Александр Васильевич Суворов. Он в ходе смелого маневра смог окружить противостоящую ему гвардию, однако внес этим суматоху и сумятицу в действия других полков. Его нестандартное решение не было признано, и ни награды, ни повышения за маневры он не получил.

В дальнейшем, в царствование Екатерины II и Павла I, маневры в Красном Селе не проводились. Однако когда в царствование Александра I возникла идея проводить регулярные летние лагеря гвардии, естественным решением было не искать новое место, а вернуться в Красное Село. Так через 58 лет была возобновлена и стала ежегодной традиция проведения маневров.

Год за годом места лагерей обрастали постройками – строились корпуса госпиталей, церкви, дворцы высокородных шефов полков, а потом и домики для офицеров. Вокруг возникали дачные поселки, где также проводили лето люди, так или иначе связанные с гвардией. За 90 лет проведения маневров сформировалось несколько лагерей: два крупных – Главный, Авангардный, а также артиллерийские, кавалерийские лагеря, гренадерские, казачьи и др.

Выйдя со станции Можайская и повернув налево, оставляя озеро по левую руку, мы проходим неподалеку от места, где находилась дача знаменитого поэта К. Р. и генерал-инспектора военных учебных заведений – великого князя Константина Константиновича Романова. Огибая Воронью гору, мы проходим как раз вдоль территории Главного лагеря. Здесь размещались пехотные дивизии и Пажеский корпус. Только планировка старых аллей позволяет угадать, где раньше располагались палатки солдат и домики офицеров. Обойдем Дудергофское озеро и начнем двигаться в сторону деревни Виллози.

Здесь располагался Авангардный лагерь. На территории бывшей военной части можно увидеть один из деревянных офицерских домов и старую водонапорную башню лагеря, выстроенную из плитняка и напоминающую башню старинной крепости.

Также размещались офицерские школы, военные училища и стрелковые полки. Авангардный лагерь был вытянут и заканчивался зданиями госпиталя на современной улице Восстания (часть зданий сохранилась). На юго-западном краю лагеря располагались военные инженеры – для них был выделен Особый лагерь, где проходили испытания нового военно-инженерного оборудования и снаряжения.

На территориях Главного и Авангардного лагерей сохранилось несколько интересных артефактов – валунов с выбитыми на них названиями полков. Сделано это было, видимо, для удобства построения полков на линейках. Можно потратить некоторое время и поискать эти камни. Сохранились валуны с надписями «Л-Гв. Финляндский полк», «ЛГФП» – парные, указывающие на начало и конец линейки полка.

Неподалеку – камень с трогательной надписью «Прохожий, остановись! Береги сад. 6 бат. Л. Гв. 2 арт. Бр., который сооружен в 1896 – 1906 году ... заботами фейер. фельдф. Г. М. Потина. Гравировали: В. Надзоров, Е. Куняк с. р. сл. 1905». На камне в Авангардном лагере надпись «Голстрем. Финск. Драг. 1894». В центре камня – контуры герба Финляндии, голова лошади и всадник.

Можно отправиться на Военное поле – место, где проходили собственно маневры. Оно занимало примерно шесть квадратных километров между деревней Виллози и самим Красным Селом. На этой большой равнине разворачивались основные события всех лагерных сборов. Тысячи, десятки тысяч солдат ежедневно во время проведения лагерей выходили на нее, чтобы тренироваться в совершении сложных маневров.

Особенно выделялись выходы на учения кавалерийских полков – со знаменами и военными оркестрами. Впрочем, участники событий замечают, что когда одновременно на поле выходило одиннадцать конных полков – над полем стояла ужасная какофония из звуков сразу трех или четырех военных оркестров. Отдельно проходили тренировки по стрельбе как из стрелкового оружия, так и из артиллерийских орудий.

В завершение военной учебы проводились большие маневры с участием разных родов войск или по крайней мере – всей гвардейской кавалерии. После отработки маневра кавалерийские полки должны были пройти галопом по всему полю, преодолевая специально для этого сооруженные вал и ров.

После маневров обычно проводились парады и смотры у «Царского валика» – объекта, сохранившегося на Военном поле и по сей день. И на парадах, и на маневрах присутствовали высокопоставленные гости. Им должно было быть удобно наблюдать все происходящее, для этого и был построен валик – насыпь в форме усеченной пирамиды. Сюда поднимались император со свитой, великие князья – шефы полков, военные атташе, послы, иногда монархи или президенты – руководители других государств. Событие было очень важное, оно должно было показать всю военную мощь страны, обеспечить ее уважение на международной арене. Здесь же, у валика, проводились и показательные стрельбы, и парады, и производство юнкеров в офицеры.

После дня военной учебы солдаты и офицеры обычно опять возвращались в расположение полков, где начиналась особая, летняя, лагерная, солдатская и офицерская, жизнь. Многие бытовые моменты доносят до нас не только старые фотографии, но и работы русских художников. Это работы Гебенса, Дейтеля, Федотова, Шварца и др. Известны также две акварели М. Ю. Лермонтова, изображающие сцены маневров под Красным.

Гвардейские маневры – явление, определявшее всю жизнь Красного Села на протяжении почти столетия. Она то кипела бурным ключом, когда гвардия входила в Красное, то застывала почти на год, когда лагеря заканчивались. Первая мировая война завершила эту традицию. После войны и революции маневры не возобновлялись. По сей день осталось мало следов лагерей и маневров, но память о них, на наш взгляд, должна сохраняться.

 

2. Празднование 300-летия Санкт-Петербурга.1703-2003

Три столетия славной истории празднует 27 мая 2003 Санкт-Петербург - город, имя которого олицетворяет в мире великий дух России, ее созидательный гений и устремленность в будущее.

С грандиозными замыслами новая столица России была заложена 300 лет назад Петром Первым в устье Невы, и дата 27 мая 1703 года вошла великим событием в отечественный календарь. Город одухотворяли своим гением талантливейшие творцы из многих стран, а затем сам Петербург, соединивший западную культуру с российской самобытностью, обогатил мир достижениями во многих областях науки и искусства.

В Санкт-Петербурге формировалось новое лицо российской государственности. Здесь вызревали идеи социального переустройства. Он стал центром трех революций, обогативших опыт человечества в выборе путей развития. Неувядаемой славой город-герой покрыл себя в годы Великой Отечественной, выстояв 900 дней в блокадном кольце, сообщает ИТАР-ТАСС.

Санкт-Петербург - единственный мегаполис мира, целиком внесенный в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как памятник истории и культуры, градостроительного и ландшафтного искусства ХУШ-Х1Х веков.

Шесть тысяч его памятников представляют все архитектурные стили трех столетий. Петербуржцами называют себя представители 120 национальностей, чьи судьбы соединил город на Неве. Северная столица - город Пушкина и Достоевского, Чайковского и Блока, Шостаковича и Ахматовой.

Петербург все чаще становится центром важных международных встреч. Так будет и на этот раз, когда на невских берегах соберутся главы многих стран мира.

Празднование Дня рождения Петербурга во вторник начнется с возложения цветов к подножию Медного всадника - памятника основателю города, императору Петру Великому.

Цветы и медаль, отчеканенная в честь 300-летнего юбилея Северной столицы, лягут к могиле основателя города Петра I в Петропавловской крепости. Петербургская традиция возложения медалей, которые создавались к памятным датам, возникла в 1803 году: в этот год была возложена первая медаль, посвященная 100-летию города. Медаль, посвященная 300-летию, будет лежать на надгробии основателя Северной столицы вместе с медалями в честь 100, 150, 200 и 250-летия Петербурга.

На Государеве бастионе Петропавловской крепости будет открыт памятный знак к 300-летию Санкт-Петербурга. На серой гранитной доске будет высечена надпись "Здесь в 1703 году был первый бастион Петропавловской крепости, названный в честь Петра Великого Государевым. Осенью того же года над бастионом поднялся флаг-гюйс. С этого и началось строительство Санкт-Петербурга. Сей знак установлен в честь 300-летия Санкт-Петербурга".

На Дворцовой площади пройдет губернаторский смотр кадетских корпусов города на Неве. Участие в смотре примут 850 учащихся семи кадетских корпусов Петербурга и кадетского класса школы номер 145.

Празднование Дня рождения Северной столицы завершится грандиозным водным праздником в акватории Большой Невы. Парад кораблей откроет парусник "Мир", который торжественно войдет в акваторию Невы. За ним от Троицкого до Дворцового моста пройдут 30 шестивесельных ялов, на которых будут подняты флаги России и Петербурга, а также флаг российского военно-морского флота. Завершая парад, в акваторию войдет копия ботика Петра с поднятым на мачте императорским штандартом. С его палубы зрителей поздравит с 300-летием основанного им города "Петр I", сообщает РИА "Новости".

Завершат фонтанное представление грандиозный праздничный фейерверк и лазерное шоу японского художника Хиро Ямагаты. Он планирует использовать в качестве своеобразного экрана северный фасад Зимнего дворца, на который будут спроецированы многочисленные, меняющиеся по цвету лазерные лучи и лазерные картины-образы.

Юбилейные мероприятия пройдут и на центральных площадках Санкт-Петербурга, в театрах и концертных залах, во всех районах и муниципальных образованиях Северной столицы. В частности, Санкт-Петербургский Государственный Академический театр под руководством Бориса Эйфмана посвятит 300-летию Петербурга премьеру спектакля "Кто есть кто", а театр "Санкт-Петербург Опера" отметит День рождения Северной столицы премьерой оперы Гаэтано Доницетти "Петр Великий".

27 мая 2003 года

Спустя столетие, в 2003 году, подготовку к празднованию взял под личный контроль сам президент России Владимир Путин, возглавив Государственную комиссию по подготовке к празднованию 300-летия основания Санкт-Петербурга. "Юбилей Санкт-Петербурга - это повод вспомнить о величии России, об истоках этого величия" сказал он в одном из своих выступлений. Высочайшее внимание определило высокий статус празднования и необычайный, даже для неумеренной в своей любви к пышным юбилеям России новейшего времени, масштаб празднований. Главы 45 стран СНГ и зарубежных государств приехали в Петербург на празднование его 300-летия. Более 2 600 праздничных событий прошло в юбилейные дни в Санкт-Петербурге. Для обеспечения празднования из федерального бюджета было выделено специальное финансирование, а для сбора внебюджетных средств был создан специальный фонд. Юбилейные мероприятия проходили ( и продолжают проходить) не только в «Северной Пальмире», но и в других городах России, и за рубежом. Однако основные события состоялись в Петербурге в конце мая, а их сценарий почти «дословно» повторил события 200-летнего юбилея.

27 мая 2003 года день начался торжественными молебнами в храмах различных конфессий. Погода, к сожалению, не способствовала празднику, хотя на улучшение погодных условий в дни международного саммита в Петербурге было израсходовано около 26 млн. рублей. Но даже дождь не помешал проведению запланированных официальных мероприятий.

Празднование 300-летия Санкт-Петербурга началось у Медного всадника. К самому знаменитому памятнику Петра I возложили цветы губернатор города Владимир Яковлев, представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Валентина Матвиенко спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов, депутаты городского парламента, также представитель династии Романовых Димитрий Романович Романов и почетные граждане Санкт-Петербурга. Затем состоялось открытие Памятного знака в часть 300-летия Санкт-Петербурга на Государевом бастионе Петропавловской крепости, с которого 300 лет назад началось строительство города.

Цветы и медаль, отчеканенная в честь 300-летнего юбилея Северной столицы, легли к могиле основателя города Петра I в Петропавловской крепости. Медаль, посвященная 300-летию, будет лежать на надгробии основателя Северной столицы вместе с медалями в честь 100, 150, 200 и 250-летия Петербурга.

В этот же день мощи апостола Андрея Первозванного, доставленные в Петербург из греческого города Фессалоник, перенесены из казанского собора в Исаакиевский. Здесь в 9:00 началась праздничная Божественная Литургия. По окончании литургии прошел Крестный ход Верующие горожане из Исаакиевского собора проследовали на Дворцовую площадь, где был отслужен специальный благодарственный молебен по случаю 300-летия города. В Крестном ходе приняли участие соборы и храмы города, со своими местночтимыми иконами.

А Зимний дворец в этот день на всю ночь открыл свои двери для посетителей, поток которых не иссякал до самого утра.

31 мая перед официальным празднованием 300-летия Санкт-Петербурга на берегу Невы около Дворцовой набережной президент России Владимир Путин и лидеры государств, приехавших в северную столицу на юбилей, возложили венки к памятнику Петра I, посетили Эрмитаж, Исаакиевский собор и концерт в Мариинском театре. А вечером почетным гостям, главам зарубежных государств, было показано феерическое водное представление в акватории Невы напротив Зимнего дворца, возле которого располагались гостевые трибуны. После выступления Владимира Путина, поздравившего собравшихся с юбилеем Петербурга, состоялось официальное открытие празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Под звуки гимна Великому городу были разведены Троицкий, Биржевой и Дворцовый мосты. Первым в акваторию Невы вошел фрегат "Штандарт" - точная копия фрегата, заложенного в 1703 г. и названного в честь нового штандарта Петра Великого. Навстречу ему в Неву вошли более 40 шестивесельных ялов, украшенные флагами всех государств, главы которых прибыли в Петербург для участия в юбилейных торжествах. Под звуки боя перед зрителями развернулся эпизод исторического сражения в устье Невы в мае 1703 года, знаменующего окончательный выход России к Балтийским берегам. Знаменуя победу, на водной сцене появились яхты, с изображениями кавалеров и дам петровской эпохи на мачтах, а у Петропавловской крепости в воздух взметнулись мощные фонтаны. Последовавшее за феерией разрекламированное лазерное шоу японского художника на этот раз прошло почти без сбоев.

1 июня почетные гости провели в Петергофе, где они стали зрителями водно-музыкального представления. На импровизированной сцене у Большого каскада фонтанов артисты и музыканты Петербургского театра оперы исполнили фрагменты из классических балетов.

Таковы были основные культурные события праздника 300-летия Санкт-Петербурга. Главным же политическим событием, несомненно, стал саммит глав государств в Константиновском дворце в Стрельне. Меню торжественного завтрака и обеда для участников главного события праздника, как говорят, было изысканным, но без излишеств, отмеченных в празднование 200-летия. В остальном же 300-летие, несомненно, превосходило по масштабам все предыдущие юбилеи, сохраняя в неизменности свою главную – репрезентативную – функцию. По единодушному мнению журналистов (даже самых злобных и злостных критиков юбилейных торжеств), это была самая удачная PR-акция России на международной арене, которой не помешали ни дождь, ни солнечное затмение, случившееся 31 мая.