Действие уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц

Принцип действия уголовного закона во времени изложен в ч. 1 ст. 9 УК РФ, где указывается, что «преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния». Поэтому для решения вопроса о том, какой закон следует применять в каждом конкретном случае, необходимо разрешить следующие проблемы: определить границы действия уголовного закона, установить время совершения преступления, решить вопрос об обратной силе уголовного закона.

Уголовный закон считается действующим с момента, когда он уже вступил в законную силу и до тех пор, пока он ее не утратил. При установлении данных границ следует руководствоваться федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобренным Советом Федерации 1 июня 1994 г. и подписанным Президентом России 14 июня 1994 г. Согласно же ст. 2 названного закона, датой принятия федерального закона, а уголовный закон относится к данной разновидности законов, считается день принятия его в окончательной редакции Государственной Думой.

Федеральные законы подлежат обязательному опубликованию (ст. 1 указанного закона). Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом России. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно ст. 6 Закона от 25 мая 1994 г., федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в тексте данных законов не указан иной порядок. Это обычный (ординарный) порядок вступления закона в силу. Существует также экстраординарный порядок, предусматривающий либо сокращенные, либо более длительные сроки вступления закона в силу. Именно в таком порядке с 1 января 1997 г. вступил в законную силу УК РФ 1996 года, по прошествии полугода после официального его опубликования.

Уголовный закон прекращает действовать в следующих случаях: его отмены, истечения указанного в самом законе срока, замены его другим законом (фактической отмены), в связи с изменением обстоятельств, которые вызвали принятие данного закона.

Обоснованность принятия того или иного уголовного закона во многом зависит от правильного определения времени совершения преступления. Законодатель в ч. 2 ст. 9 УК РФ определил, что «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий».

В статье 10 УК РФ раскрыто положение об обратной силе уголовного закона. Обратная сила уголовного закона – это распространение действия нового уголовного закона на общественно опасные деяния, совершенные до его вступления в законную силу. Как следует из содержания ч. 1 ст. 9 УК РФ, по общему правилу, закон обратной силы не имеет. Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ, уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы, т. е. в подобной ситуации должен применяться старый уголовный закон, который действовал во время совершения лицом общественно опасного деяния.

В части 1 ст. 10 УК РФ указывается, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Таким образом, данная уголовно-правовая норма содержит исключение из общего правила, зафиксированного в ст. 9 УК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 УК РФ, при смягчении отбываемого лицом наказания оно подлежит снижению до тех пределов, которые установлены в новом уголовном законе. Согласно ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», подобное смягчение должно производиться судьей суда, вынесшего приговор, или суда, находящегося по месту отбывания наказания осужденным. В этой же статье говорится, что подлежат прекращению все возбужденные уголовные дела о деяниях, не признающихся преступлениями в соответствии с УК РФ 1996 г.

Положения о действии уголовного закона в пространстве закреплены в ст. 11, 12, 13 УК РФ.

В части 1 ст. 11 УК РФ зафиксирован территориальный принцип действия уголовного закона. В ней говорится, что «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Данная статья устанавливает правило о том, что независимо от того, где будет задержан виновный либо предан суду, он должен отвечать по законам места совершения преступления.

Понятие территории Российской Федерации дается в Законе Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. Настоящий Закон к территории России относит всю сушу, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы Российской Федерации. Государственной границей Российской Федерации является линия, определяющая пределы сухопутной и водной территории России.

Водную территорию составляют внутренние и территориальные воды (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, считая от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на принадлежащих России островах (согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и Водному кодексу РФ).

В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г., они являются частью земной коры, расположены ниже почвенного слоя и дна водоемов и простираются до глубин, доступных для геологического изучения и освоения в пределах государственной границы РФ.

Под воздушным пространством понимается пространство над сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами (территориальным морем). Высотный предел, отделяющий воздушное пространство как часть государственной территории от космического пространства, должен быть установлен нормами международного права. Однако на сегодняшний день этот вопрос не решен. В соответствии с общепризнанным международным обычаем и практикой государств в области использования космического пространства, эта высотная граница простирается в пределах 100–110 км над уровнем океана. Наземное пространство выше данной границы признается космическим, имеющим международно-правовой режим.

Вертикальная плоскость, проходящая по линии государственной границы и на линии, очерчивающей территориальные воды страны, является границей недр и воздушного пространства России. Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 11, действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от территориального моря страны. Континентальный шельф включает в себя морское дно и соответствующие недра. Кроме этого, уголовно-правовая юрисдикция государства распространяется на все искусственные сооружения на континентальном шельфе – острова, установки, сооружения, подводные кабели и т. п.

Исключительная экономическая зона устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, которые, согласно Конвенции ООН 1982 г. отсчитываются от тех же линий, что и территориальные воды страны.

Основываясь на международном праве, ч. 3 ст. 11 УК РФ констатирует, что преступление считается совершенным на территории Российской Федерации, если оно совершено на гражданском судне, приписанном к порту России и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов нашей страны, или на военном корабле либо воздушном судне России независимо от места их нахождения.

Открытое море – это обширные пространства Мирового океана, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства. Международно-правовой режим открытого моря определяется множеством норм международных договоров и обычаев, которые регулируют отношения государств по поводу открытого моря и устанавливают правила его использования в целях судоходства и т. п.

Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике по Договору 1959 года. Согласно этому договору, Антарктика полностью демилитаризована и открыта для научных исследований всех стран. Ни одна часть Антарктики не находится под суверенитетом какого-либо государства, но в то же время территориальные притязания государств в Антарктике сохраняются.

На основании Договора 1967 г. о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, уголовное законодательство России распространяется на деяния членов экипажей российских космических объектов.

Для реализации территориального принципа действия уголовного закона важно правильно установить место совершения преступления – место совершения преступного деяния безотносительно к тому, где наступили последствия.

Из принципа территориальности ч. 4 ст. 11 УК РФ делает следующее исключение, указывая, что «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права». Круг таких лиц определяется на основе Венской конвенции о дипломатических сношениях, ратифицированной СССР 11 февраля 1964 г., и Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. Перечисленные документы к лицам, пользующимся дипломатическим иммунитетом, относят: глав дипломатических представительств в ранге послов, посланников или поверенных в делах и членов дипломатического персонала представительств; советников, торговых представителей и их заместителей; военных, военно-морских и военно-воздушных атташе и их помощников; первых, вторых, третьих секретарей, атташе и секретарей-архивистов, а также членов семьи глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с перечисленными лицами и не являются российскими гражданами; членов парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, должностных лиц международных организаций, на основе взаимности сотрудников делегаций иностранных государств, приезжающих в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями и членов их семей, прибывающих вместе с ними, если они не являются российскими гражданами. На основе взаимной договоренности дипломатический иммунитет может быть распространен на должностных лиц консульств иностранных государств и на административно-технический персонал посольств и консульств этих государств. По договоренности заинтересованных сторон этот круг лиц может быть сужен либо расширен. Право экстерриториальности распространяется также на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических представителей.

Территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства – ч. 1 ст. 12 УК РФ. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых российским уголовным законом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

В части 2 ст. 12 УК РФ говорится об ответственности военнослужащих тех частей, которые находятся за пределами нашей страны. В данной уголовно-правовой норме по существу сформулирован так называемый оккупационный (покровительственный) принцип действия уголовного закона, в соответствии с которым военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за ее пределами, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Часть 3 ст. 12 УК РФ закрепляет еще два принципа действия уголовного закона – универсальный и реальный.

Суть универсального принципа (его еще именуют космополитическим) сводится к тому, что любое государство, в том числе и Россия, имеет право применять свое законодательство к иностранным гражданам и лицам без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, которые за границей совершают преступления, предусмотренные международными соглашениями, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Данный принцип исходит из необходимости объединения усилий разных государств в борьбе с преступлениями, которые носят международный характер. Так, Российская Федерация является участницей многих соглашений по борьбе с подобного рода посягательствами: о незаконном захвате воздушных судов (Конвенция от 16 декабря 1970 г.), захвате заложников (17 декабря 1979 г.), незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ (20 декабря 1988 г.) и др.

Названные лица при таких же условиях могут быть привлечены к уголовной ответственности по УК РФ в случае совершения ими вне пределов нашей страны преступления, направленного против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. В этом суть реального принципа действия уголовного закона. Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимают общественно опасные деяния, совершенные как против государства в целом, так и посягающие на отдельных его граждан.