Математический аппарат для формирования ФМОМ

Построение ФМОМ и анализ на ее основе системы управления требует следующих вычислений.

3.1 Средний балл по каждой из 25 оценочных категорий вычисляются по формуле:

, (1)

где – средний балл по категории;

– средняя оценка руководителей;

– средняя оценка работников;

– оценочная категория (вопрос).

3.2 Оценка каждого критерия представляет собой сумму средних баллов категорий, соответствующих данному критерию (максимум 20 баллов), которая вычисляется по формуле:

, (2)

 

где – общая оценка по критерию;

– средний балл по категории;

– оценочная категория (вопрос).

3.3 Общая оценка менеджмента организации определяется суммой оценок по всем пяти оценочным критериям функциональной модели оценки менеджмента по формуле:

, (3)

 

где – общая оценка менеджмента;

– общая оценка по критерию;

– оценочная категория (вопрос).

3.4 Чтобы сделать выводы о характеристике состояния менеджмента организации, необходимо оценить адекватность менеджмента, так как в анкетировании должны принимать участие и простые работники, и руководители.

Преимущество двухсторонней системы оценки в том, что можно определить, на сколько представление руководителей о положении дел на предприятии соответствует мнению работников. Оценка руководителей по каждой из 25 оценочных категорий сравнивается с соответствующей оценкой работников, для чего вычисляется коэффициент адекватности менеджмента по формуле:

 

, (4)

 

где – коэффициент адекватности менеджмента;

– средняя оценка руководителей;
– средняя оценка работников;

– максимально возможная оценка по оценочной категории.

Анализ коэффициента адекватности менеджмента по отдельным оценочным категориям можно вести с помощью графика, показанного на рисунке 4.

3.5 Важным элементом анализа в системе самооценки на базе ФМОМ является определение коэффициента согласия в коллективе, который отражает полярность мнений внутри организации. По каждому вопросу рассчитывается коэффициент согласия в коллективе по формуле:

 

, (5)

 

где – коэффициент согласия в коллективе;

– число опрашиваемых работников;

– оценка работника;

– оценочная категория (вопрос).

Анализ ответов работников дает возможность выявить зоны единства и популярность мнений в коллективе о качестве менеджмента на предприятии, как показано на рисунке 5.