Международные морские организации

Впервые в международном плане идея о создании организации по вопросам морского судоходства обсуждалась на конференциях в Вашингтоне в 1889 г. и в Петербурге в 1912 г.

После Второй мировой войны проблемой учреждения посто­янного межправительственного органа для координации усилий государств в области судоходства стала заниматься ООН. По ини­циативе этой организации в 1948 г. была созвана конференция с целью рассмотрения вопроса о создании межправительственной организации по судоходству. Эта конференция обсудила и одоб­рила Конвенцию о Международной морской организации (всту­пила в силу в 1958 г.).

Международная морская организация (ИМО)

Целями (ИМО) являют­ся:

а) обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области правительственного регулирования и мероприя­тий, относящихся ко всякого рода техническим вопросам, затра­гивающим международное торговое судоходство;

б) содействие всеобщему принятию самых высоких практически возможных стандартов в вопросах, касающихся безопасности на море и эф­фективности судоходства, предотвращения и контроля загрязне­ния моря с судов;

в) решение правовых вопросов, вытекающих из целей, предусмотренных в Конвенции 1958 г.;

г) поощрение уст­ранения дискриминационных мер и излишних ограничений, предпринимаемых правительствами в отношении международного торгового судоходства;

д) обеспечение рассмотрения организацией вопросов, касающихся судоходства, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением ООН.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИМО являются Ассамблея, Совет (состоит из 42 членов), Комитет по безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по за­щите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Подкомитет по упрощению формальностей в морском судоход­стве. Деятельность ИМО имеет 6 основных направлений:

§ безопас­ность на море,

§ предотвращение загрязнения,

§ упрощение формаль­ностей в морском судоходстве,

§ морское профессиональное обра­зование,

§ разработка и одобрение конвенций и техническая помощь.

За период своей деятельности ИМО разработала и приняла бо­лее 40 конвенций и поправок к ним и примерно 800 международ­ных кодексов и наставлений. Наиболее важными из этих конвен­ций являются:

§ Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (вступила в силу в 1980 г.);

§ Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. (вступила в силу в 1968 г.);

§ Конвенция о международных правилах предупреждения столкно­вений судов на море 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.);

§ Междуна­родная конвенция о безопасных контейнерах 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.);

§ Конвенция о Международной организации мор­ской спутниковой связи 1976 г. (вступила в силу в 1979 г.);

§ Меж­дународная конвенция о безопасности рыболовных судов 1977 г. (в силу не вступила);

§ Международная конвенция о поиске и спа­сении на море 1979 г. (вступила в силу в 1985 г.);

§ Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. (вступила в силу 1975 г.);

§ Международная конвенция о гражданской ответственно­сти за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (вступила в силу в 1975 г.);

§ Международная конвенция по предотвращению загряз­нения с судов 1973 г. (вступила в силу в 1984 г.);

§ Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопас­ности морского судоходства 1988 г. (в силу не вступила);

§ Между­народная конвенция по аресту судов 1999 г. (в силу не вступила).

Помимо конвенций ИМО одобрила более 80 кодексов и рекомен­даций по безопасности мореплавания и предотвращению загряз­нения морской среды.

При ИМО функционируют Всемирный морской университет в Мальте, Морская транспортная академия в Триесте и Междуна­родный институт морского права в Валлетте.

Членами ИМО являются более 160 государств, втом числе Россия. Штаб-квартира расположена в Лондоне.

Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).

Создана в 1976 г. Ее целями являются обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи, и содействие тем самым удовлетворению нужд в более со­вершенных средствах общественной связи, повышению безопас­ности мореплавания, охране человеческой жизни на море, эффек­тивности судоходства, а также улучшению управления флотом. Организация действует исключительно в мирных целях (ст. 3 Кон­венции об ИНМАРСАТ).

В своей деятельности ИНМАРСАТ руководствуется следующи­ми основными принципами: а) универсальность и недискримина­ция (представление всем государствам, их судам спутниковой свя­зи, возможность любого государства стать членом ИНМАРСАТ); б) поддержание мира и международной безопасности, реализуе­мой в положении, согласно которому организация будет осуществ­лять свою деятельность исключительно в мирных целях; в) суве­ренное равенство государств.

Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИНМАРСАТ являются Ассамблея, Совет (входит 24 члена), тех­нико-экономический и административный комитеты.

Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, берего­вые земные станции, судовые земные станции и систему контроля. ИНМАРСАТ может быть собственником или арендатором космического сегмента. Космическими сегментами пользуются суда всех стран на условиях, определяемых Советом. При опреде­лении таких условий Совет не должен проводить дискриминации по национальному признаку в отношении морских или воздуш­ных судов или подвижных земных станций на суше. Береговые на­земные станции строятся и эксплуатируются участниками органи­зации в соответствии с техническими требованиями ИНМАРСАТ. Земные станции на суше, работающие через космический сегмент ИНМАРСАТ, размешаются в пределах сухопутной территории, находящейся под юрисдикцией какой-либо стороны, и являются полной собственностью стороны или организаций, подчиненных ее юрисдикции.

Для пользования космическим сегментом ИНМАРСАТ все земные станции должны иметь разрешение организации. Любая заявка на получение такого разрешения подается в штаб-квартиру

ИНМАРСАТ участником Эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ 1976 г., на территории которой расположена или бу­дет расположена земная станция. Судовые земные станции — это терминалы спутниковой связи, которые приобретаются или арен­дуются отдельными судовладельцами или операторами у фирм, производящих эти станции или соответствующее судовое оборудо­вание.

Членами ИНМАРСАТ являются 72 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в Лондоне.

В апреле 1998 г. Ассамблея ИНМАРСАТ утвердила поправки к Конвенции об ИНМАРСАТ, а Совет этой организации одобрил поправки к Эксплуатационному соглашению об ИНМАРСАТ. Те­перь ИНМАРСАТ называется Международной организацией под­вижной спутниковой связи.

Целями организации являются:

а) га­рантия непрерывного обеспечения глобальных служб морской спутниковой связи в целях бедствия и обеспечения безопасности;

б) предоставление услуг без дискриминации по национальному признаку;

в) осуществление деятельности исключительно в мир­ных целях;

г) стремление обслуживать все районы, где имеется потребность в подвижной спутниковой связи, уделяя должное внимание сельским и удаленным районам развивающихся стран;

д) действие в рамках, совместимых со справедливой конкуренци­ей, с соблюдением применимых законов и правил (ст. 3).

Основ­ными органами ИНМАРСАТ являются Ассамблея и Секретариат. Для организации эксплуатации системы ИНМАРСАТ создана коммерческая компания «ИНМАРСАТ Pel».

Позитивную роль в регулировании международных морских отношений играют и другие международные организации, напри­мер Балтийская и международная морская организация, Между­народная палата судоходства, Международная ассоциация маяч­ных служб, Ассоциация латиноамериканских судовладельцев.