Международные морские организации
Впервые в международном плане идея о создании организации по вопросам морского судоходства обсуждалась на конференциях в Вашингтоне в 1889 г. и в Петербурге в 1912 г.
После Второй мировой войны проблемой учреждения постоянного межправительственного органа для координации усилий государств в области судоходства стала заниматься ООН. По инициативе этой организации в 1948 г. была созвана конференция с целью рассмотрения вопроса о создании межправительственной организации по судоходству. Эта конференция обсудила и одобрила Конвенцию о Международной морской организации (вступила в силу в 1958 г.).
Международная морская организация (ИМО)
Целями (ИМО) являются:
а) обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области правительственного регулирования и мероприятий, относящихся ко всякого рода техническим вопросам, затрагивающим международное торговое судоходство;
б) содействие всеобщему принятию самых высоких практически возможных стандартов в вопросах, касающихся безопасности на море и эффективности судоходства, предотвращения и контроля загрязнения моря с судов;
в) решение правовых вопросов, вытекающих из целей, предусмотренных в Конвенции 1958 г.;
г) поощрение устранения дискриминационных мер и излишних ограничений, предпринимаемых правительствами в отношении международного торгового судоходства;
д) обеспечение рассмотрения организацией вопросов, касающихся судоходства, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением ООН.
Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИМО являются Ассамблея, Совет (состоит из 42 членов), Комитет по безопасности на море, Юридический комитет, Комитет по защите морской среды, Комитет по техническому сотрудничеству и Подкомитет по упрощению формальностей в морском судоходстве. Деятельность ИМО имеет 6 основных направлений:
§ безопасность на море,
§ предотвращение загрязнения,
§ упрощение формальностей в морском судоходстве,
§ морское профессиональное образование,
§ разработка и одобрение конвенций и техническая помощь.
За период своей деятельности ИМО разработала и приняла более 40 конвенций и поправок к ним и примерно 800 международных кодексов и наставлений. Наиболее важными из этих конвенций являются:
§ Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (вступила в силу в 1980 г.);
§ Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. (вступила в силу в 1968 г.);
§ Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.);
§ Международная конвенция о безопасных контейнерах 1972 г. (вступила в силу в 1977 г.);
§ Конвенция о Международной организации морской спутниковой связи 1976 г. (вступила в силу в 1979 г.);
§ Международная конвенция о безопасности рыболовных судов 1977 г. (в силу не вступила);
§ Международная конвенция о поиске и спасении на море 1979 г. (вступила в силу в 1985 г.);
§ Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. (вступила в силу 1975 г.);
§ Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (вступила в силу в 1975 г.);
§ Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (вступила в силу в 1984 г.);
§ Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г. (в силу не вступила);
§ Международная конвенция по аресту судов 1999 г. (в силу не вступила).
Помимо конвенций ИМО одобрила более 80 кодексов и рекомендаций по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения морской среды.
При ИМО функционируют Всемирный морской университет в Мальте, Морская транспортная академия в Триесте и Международный институт морского права в Валлетте.
Членами ИМО являются более 160 государств, втом числе Россия. Штаб-квартира расположена в Лондоне.
Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ).
Создана в 1976 г. Ее целями являются обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения морской связи, и содействие тем самым удовлетворению нужд в более совершенных средствах общественной связи, повышению безопасности мореплавания, охране человеческой жизни на море, эффективности судоходства, а также улучшению управления флотом. Организация действует исключительно в мирных целях (ст. 3 Конвенции об ИНМАРСАТ).
В своей деятельности ИНМАРСАТ руководствуется следующими основными принципами: а) универсальность и недискриминация (представление всем государствам, их судам спутниковой связи, возможность любого государства стать членом ИНМАРСАТ); б) поддержание мира и международной безопасности, реализуемой в положении, согласно которому организация будет осуществлять свою деятельность исключительно в мирных целях; в) суверенное равенство государств.
Руководящими и постоянными вспомогательными органами ИНМАРСАТ являются Ассамблея, Совет (входит 24 члена), технико-экономический и административный комитеты.
Система ИНМАРСАТ включает космический сегмент, береговые земные станции, судовые земные станции и систему контроля. ИНМАРСАТ может быть собственником или арендатором космического сегмента. Космическими сегментами пользуются суда всех стран на условиях, определяемых Советом. При определении таких условий Совет не должен проводить дискриминации по национальному признаку в отношении морских или воздушных судов или подвижных земных станций на суше. Береговые наземные станции строятся и эксплуатируются участниками организации в соответствии с техническими требованиями ИНМАРСАТ. Земные станции на суше, работающие через космический сегмент ИНМАРСАТ, размешаются в пределах сухопутной территории, находящейся под юрисдикцией какой-либо стороны, и являются полной собственностью стороны или организаций, подчиненных ее юрисдикции.
Для пользования космическим сегментом ИНМАРСАТ все земные станции должны иметь разрешение организации. Любая заявка на получение такого разрешения подается в штаб-квартиру
ИНМАРСАТ участником Эксплуатационного соглашения об ИНМАРСАТ 1976 г., на территории которой расположена или будет расположена земная станция. Судовые земные станции — это терминалы спутниковой связи, которые приобретаются или арендуются отдельными судовладельцами или операторами у фирм, производящих эти станции или соответствующее судовое оборудование.
Членами ИНМАРСАТ являются 72 государства, в том числе Россия. Штаб-квартира расположена в Лондоне.
В апреле 1998 г. Ассамблея ИНМАРСАТ утвердила поправки к Конвенции об ИНМАРСАТ, а Совет этой организации одобрил поправки к Эксплуатационному соглашению об ИНМАРСАТ. Теперь ИНМАРСАТ называется Международной организацией подвижной спутниковой связи.
Целями организации являются:
а) гарантия непрерывного обеспечения глобальных служб морской спутниковой связи в целях бедствия и обеспечения безопасности;
б) предоставление услуг без дискриминации по национальному признаку;
в) осуществление деятельности исключительно в мирных целях;
г) стремление обслуживать все районы, где имеется потребность в подвижной спутниковой связи, уделяя должное внимание сельским и удаленным районам развивающихся стран;
д) действие в рамках, совместимых со справедливой конкуренцией, с соблюдением применимых законов и правил (ст. 3).
Основными органами ИНМАРСАТ являются Ассамблея и Секретариат. Для организации эксплуатации системы ИНМАРСАТ создана коммерческая компания «ИНМАРСАТ Pel».
Позитивную роль в регулировании международных морских отношений играют и другие международные организации, например Балтийская и международная морская организация, Международная палата судоходства, Международная ассоциация маячных служб, Ассоциация латиноамериканских судовладельцев.