Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения

Рациональное построение розничной торговой сети должно осуществляться

с учетом климатических, демографических, экономических и социальных

особенностей. В связи с этим торговая сеть включает объекты торговли,

отличающиеся

друг

от

друга

характером

обслуживания,

товарной

специализацией, формами собственности и другими признаками.

Розничная торговая сеть — это торговая сеть, представленная розничными

торговыми объектами.

Розничный торговый объект — это торговый объект, используемый для

осуществления розничной торговли.

Важнейшим признаком классификации объектов розничной торговой сети

является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого

признака розничная торговая сеть делится на стационарную и нестационарную.

Стационарные торговые объекты — это торговые объекты установленные на

заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям.

Магазин — специально оборудованное стационарное торговое здание или

его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг

покупателям и имеющее торговое помещение.

Торговый центр — комплекс взаимосвязанных предприятий торговли,

общепита и бытового обслуживания.

Преимущества стационарной торговой сети:

• обеспечение более широкого ассортимента товаров;

• применение

прогрессивных

форм

продажи

и

дополнительного

обслуживания покупателей;

• обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных

ценностей;

• создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки,

обработки товаров;

• расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово-

технологических процессов;

• обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий

труда для работников торговли.

Основной

недостаток стационарной торговой сети заключается в

относительной удаленности ее от обслуживаемого населения.

Нестационарная торговая сеть — совокупность нестационарных торговых

объектов (без заглубленных фундаментов), независимо от присоединения к

инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и

габаритов, в том числе передвижных.

Нестационарная торговая сеть —

торговые объекты, установленные без

заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным

коммуникациям.

К мелкорозничной сети относятся:

• павильон — оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый

зал (или без него) и помещение для хранения запаса товаров. Может иметь одно

или несколько рабочих мест;

• киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее

торгового зала и складских помещений. В киоске имеется одно рабочее место

продавца, и товарный запас размещен на его площади;

• палатка — сборно-разборная легко возводимая конструкция с прилавком,

без торгового зала и места для хранения товарного запаса. Товары завозятся на

день торговли и размещаются на рабочем месте продавца.

Преимущества мелкорозничной сети: большая подвижность, возможность

быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не

требуется больших затрат. К н е д о с т а т к а м ее следует отнести: узость

ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил

торговли, неудобства в работе продавцов, высокая трудоемкость торгово-

технологического процесса.

Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех

местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, павильонов, киосков, и

делится на развозную и разносную.

Развозная торговая сеть

часть нестационарной торговой сети,

характеризующаяся размещением торговых объектов на транспортных

средствах.

Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны,

вагоны-магазины, судомагазины, автоцистерны. Радиус обслуживания — до

десятков, а вагонов-магазинов — до нескольких сотен километров. В

Республике Беларусь преимущественное развитие получили автомагазины,

особенно в потребительской кооперации.

Разносная торговая сеть

часть нестационарной торговой сети,

характеризующаяся продажей товаров с переносных приспособлений.

Применяется

для

обслуживания

в

местах

массового

отдыха,

на

железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской

авиации, при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других

товаров.

К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся также

торговые автоматы.