Виды розничной торговой сети и их роль в обслуживании населения
Рациональное построение розничной торговой сети должно осуществляться
с учетом климатических, демографических, экономических и социальных
особенностей. В связи с этим торговая сеть включает объекты торговли,
отличающиеся
друг
от
друга
характером
обслуживания,
товарной
специализацией, формами собственности и другими признаками.
Розничная торговая сеть — это торговая сеть, представленная розничными
торговыми объектами.
Розничный торговый объект — это торговый объект, используемый для
осуществления розничной торговли.
Важнейшим признаком классификации объектов розничной торговой сети
является организация торгового обслуживания. В зависимости от этого
признака розничная торговая сеть делится на стационарную и нестационарную.
Стационарные торговые объекты — это торговые объекты установленные на
заглубленных фундаментах и присоединенные к инженерным коммуникациям.
Магазин — специально оборудованное стационарное торговое здание или
его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг
покупателям и имеющее торговое помещение.
Торговый центр — комплекс взаимосвязанных предприятий торговли,
общепита и бытового обслуживания.
Преимущества стационарной торговой сети:
• обеспечение более широкого ассортимента товаров;
• применение
прогрессивных
форм
продажи
и
дополнительного
обслуживания покупателей;
• обеспечение условий для хранения и сохранности товарно-материальных
ценностей;
• создание оптимальных условий для подготовки к продаже, сортировки,
обработки товаров;
• расширение возможностей для механизации и автоматизации торгово-
технологических процессов;
• обеспечение более высокой культуры обслуживания и создание условий
труда для работников торговли.
Основной
недостаток стационарной торговой сети заключается в
относительной удаленности ее от обслуживаемого населения.
Нестационарная торговая сеть — совокупность нестационарных торговых
объектов (без заглубленных фундаментов), независимо от присоединения к
инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и
габаритов, в том числе передвижных.
Нестационарная торговая сеть —
торговые объекты, установленные без
заглубленных фундаментов, независимо от присоединения к инженерным
коммуникациям.
К мелкорозничной сети относятся:
• павильон — оборудованное строение модульного типа, имеющее торговый
зал (или без него) и помещение для хранения запаса товаров. Может иметь одно
или несколько рабочих мест;
• киоск — оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее
торгового зала и складских помещений. В киоске имеется одно рабочее место
продавца, и товарный запас размещен на его площади;
• палатка — сборно-разборная легко возводимая конструкция с прилавком,
без торгового зала и места для хранения товарного запаса. Товары завозятся на
день торговли и размещаются на рабочем месте продавца.
Преимущества мелкорозничной сети: большая подвижность, возможность
быстро развертываться и перемещаться, на ее строительство и эксплуатацию не
требуется больших затрат. К н е д о с т а т к а м ее следует отнести: узость
ассортимента, трудности хранения товаров и контроля за соблюдением правил
торговли, неудобства в работе продавцов, высокая трудоемкость торгово-
технологического процесса.
Передвижная торговая сеть предназначена для организации торговли в тех
местах, где отсутствует сеть магазинов, автоматов, павильонов, киосков, и
делится на развозную и разносную.
Развозная торговая сеть
—
часть нестационарной торговой сети,
характеризующаяся размещением торговых объектов на транспортных
средствах.
Средствами развозной торговли являются автомагазины, автофургоны,
вагоны-магазины, судомагазины, автоцистерны. Радиус обслуживания — до
десятков, а вагонов-магазинов — до нескольких сотен километров. В
Республике Беларусь преимущественное развитие получили автомагазины,
особенно в потребительской кооперации.
Разносная торговая сеть
—
часть нестационарной торговой сети,
характеризующаяся продажей товаров с переносных приспособлений.
Применяется
для
обслуживания
в
местах
массового
отдыха,
на
железнодорожных платформах, стадионах, в поездах, самолетах гражданской
авиации, при продаже цветов, газет, книг, мороженого и некоторых других
товаров.
К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся также
торговые автоматы.