Сущность и факторы развития розничной торговой сети
Розничная торговля - завершает процесс товарного обращения; посредством
ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся
до конечных потребителей.
Основным звеном: завершающим процесс обращения, является розничная
торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-
технической базы розничной торговли.
Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых
объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся
под общим управлением.
В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые
автоматы, автомагазины.
Основными функциями розничной торговой сети являются:
• закупка товаров у поставщиков;
• организация завоза товаров в магазины;
• приемка и хранение товаров;
• подсортировка и подготовка к продаже;
• продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
• наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.
Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети,
являются:
• реализация товаров народного потребления с наименьшими затратами;
• обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;
• сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;
• взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и
коммунального обслуживания населения;
• тесная связь с принципами современного градостроительства.
Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким
показателям, как:
• общая численность торговых объектов;
• количество торговых объектов и торговой площади, приходящихся на
1000 человек;
• численность населения на одну торговую организацию и на 1 м2 торговой
площади;
• удельный вес специализированной торговой сети;
• средний размер торговой площади одного магазина.
Социальная эффективность может определяться:
• средним радиусом обслуживания одного магазина;
• затратами времени покупателей на ожидание обслуживания.
О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по
показателю обеспеченности, выражающемуся в размере торговой площади на
1000 человек.
Количественное состояние розничной торговой сети определяется по
следующим показателям:
• соотношение количества торговых объектов и торговой площади по
продовольственным и непродовольственным товарам на 1000 шителей;
• удельный вес специализированных торговых объектов в общем
количестве торговой сети;
• удельный вес форм и методов продажи;
• соотношение торговых
площадей, используемых для реализации
отдельных групп товаров;
• соотношение торговой площади магазинов, расположенных в отдельно
стоящих и встроенных зданиях;
• средний размер магазина.