Сущность и факторы развития розничной торговой сети

Розничная торговля - завершает процесс товарного обращения; посредством

ее товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся

до конечных потребителей.

Основным звеном: завершающим процесс обращения, является розничная

торговая сеть, составляющая основную (около 2/3) часть материально-

технической базы розничной торговли.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность торговых

объектов, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся

под общим управлением.

В ее состав включаются магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые

автоматы, автомагазины.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

• закупка товаров у поставщиков;

• организация завоза товаров в магазины;

• приемка и хранение товаров;

• подсортировка и подготовка к продаже;

• продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

• наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети,

являются:

• реализация товаров народного потребления с наименьшими затратами;

• обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

• сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

• взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно-бытового и

коммунального обслуживания населения;

• тесная связь с принципами современного градостроительства.

Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким

показателям, как:

• общая численность торговых объектов;

• количество торговых объектов и торговой площади, приходящихся на

1000 человек;

• численность населения на одну торговую организацию и на 1 м2 торговой

площади;

• удельный вес специализированной торговой сети;

• средний размер торговой площади одного магазина.

Социальная эффективность может определяться:

• средним радиусом обслуживания одного магазина;

• затратами времени покупателей на ожидание обслуживания.

О количественном развитии розничной торговой сети судят в основном по

показателю обеспеченности, выражающемуся в размере торговой площади на

1000 человек.

Количественное состояние розничной торговой сети определяется по

следующим показателям:

• соотношение количества торговых объектов и торговой площади по

продовольственным и непродовольственным товарам на 1000 шителей;

• удельный вес специализированных торговых объектов в общем

количестве торговой сети;

• удельный вес форм и методов продажи;

• соотношение торговых

площадей, используемых для реализации

отдельных групп товаров;

• соотношение торговой площади магазинов, расположенных в отдельно

стоящих и встроенных зданиях;

• средний размер магазина.