Новелла Ги де Мопассана «Пышка»

1. Жизнь и творчество Ги де Мопассана (обзор). Какие сборники Мопассана вам известны?

2. История создания новеллы «Пышка». При каких обстоятельствах у писателя возник замысел новеллы? Есть ли реальные прототипы образов Пышки и других персонажей в новелле Мопассана? (кто конкретно послужил прототипами)

3. Проблематика новеллы (на каких проблемах сосредоточено внимание автора. Уметь раскрыть каждую обозначенную проблему).

4. Система образов в новелле, художественные средства их создания (посмотреть на портрет и авторскую характеристику каждого героя + дать комментарий). Пышка – центральный персонаж в новелле. Каково авторское отношение к героине?

5. Особенности композиции новеллы.

- В чем своеобразие экспозиции в «Пышке» и какова ее художественная функция? Как воспринимает автор военное поражение своей страны. Приведите примеры сарказма, иронии, а также пафоса, объясните применение этих средств писателем.

- Где, с вашей точки зрения, находится кульминация?

- Сравните начало и конец новеллы (общий эпизод поглощения пищи). Как ведут себя Пышка и ее спутники в этих эпизодах? Как реализуется авторская позиция в данных эпизодах?

(См. статью А.В. Маркина в «Материалах к занятию»)

6. Мастерство психологической детали и роль пейзажа в новелле.

7. Сравнительная характеристика новелл «Пышка» и «Мадемуазель Фифи» и (Пышка и Рашель: общие и отличительные черты характеров). Смысл названия обеих новелл.

8. Прочитайте высказывания Ф. Ницше и О. Уайльда о Мопассане. На какие художественные особенности таланта французского писателя они обращают внимание?

Ф. Ницше: «Я отнюдь не вижу, в каком столетии истории можно было бы собрать столь интересных и вместе с тем столь деликатных психологов, как в нынешнем Париже: называю наугад – ибо их число совсем не мало – господа Поль Бурже, Пьер Лоти, Жин Мельяк, Анатоль Франс, Жюль Леметр[1] или, чтобы назвать одного из сильной расы, истого латинянина, которому я особенно предан – Ги де Мопассан».

О. Уайльд: «Ги де Мопассан, обладающий тонкой, язвительной иронией и ярким, живым стилем, срывает с жизни последние лоскутки, еще скрывающие ее убожество, и показывает ее гноящиеся язвы. Он пишет мрачные маленькие трагедии, в которых все действующие лица нелепы и смешны, или горькие комедии, заставляющие смеяться вот уже поистине до слез».

 

ЛИТЕРАТУРА:

Мопассан, Ги де Пышка. Мадемуазель Фифи.

Данилин, Ю.И. Жизнь и творчество Мопассана / Ю.И. Данилин – М., 1968.

Лану, А. Мопассан / А. Лану. – М., 1971.

Маркин, А.В. Неконструктивное противоречие в структуре новеллы Ги де Мопассана «Пышка» / А.В. Маркин, А.М. Смышляева // Известия Уральского государственного университета. – 2001. – №17.

[Электронный ресурс] http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0017(01_03-2001)&xsln=showArticle.xslt&id=a07&doc=../content.jsp

Потапова, З.М. Ги де Мопассан / З.М. Потапова // История Всемирной литературы. – М., 1991. – Т.7; раздел 2, гл. 1. Мопассан. – М., 1971.

Пронин, В.А. Ги де Мопассан (1850-1893) / В.А. Пронин // Мопассан Ги де. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1999. – Т.1. – С. 5-20.

Пузиков, А.И. Ги де Мопассан / А.И. Пузиков // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. – М., 1981. – С. 157-212.

Флоровская, Ю.В. Мопассан-новеллист / Ю.В. Флоровская. – Кишинев, 1979.