Виды, формы и методы государственного кредита.

 

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно-свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Это одна сторона государственно-кредитных отношений. Второй их стороной выступают финансовые связи, которые обусловлены возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами.

Если основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте за счет внутренних мобилизуемых источников, то преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В условиях вступления нашей страны в мировое сообщество, международный государственный кредит приобретает новый оттенок. Страна получая кредиты под займы, попадает в зависимость, растет государственный долг.

Государственный кредит по своим двум формам проявления выполняет огромную роль в стране.

Мобилизуемые в банковской системе вклады и срочные депозиты населения могут использоваться государством как централизованный финансовый ресурс, за счет них выдаются экономике различные кредиты банками на возвратной основе и здесь происходит сближение двух форм кредита: государственного и банковского.

Выпуск правительством страны государственных ценных бумаг, которые в качестве активного инструмента размещаются на финансовом рынке, способствует в мировой практике мобилизации денежных ресурсов населения, предприятий, банков для потребностей государства. Государство выпуская займы, становится должником.

Займы следует классифицировать по следующим признакам:

· по срокам погашения они бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

· по месту размещения - внутренние и внешние;

· по способу размещения - свободно обращающиеся, по подписке и принудительные;

· по видам доходности - процентные, выигрышные, лотерейные

Займы, выпускаемые в стране различаются по эмитенту – займы Центрального правительства и займы местных органов власти.

Роль государственного кредита - это результат эффективного использования государством мобилизованных денежных средств населения, предприятий, организаций. Среди всех форм мобилизаций денежных средств привлечения средств Центрального банка (Эмиссионного банка), сопровождается дополнительным выпуском бумажных денег и государство прибегает к этому методу при ограничении применения других форм государственного кредита.

Государственный займ, проявляя государственный кредит, рассматривается как звено общегосударственных финансов, когда источниками могут быть внутренние и внешние займы и заимствования.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствования средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Другим действующим в нашей республике видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита - обращение части вкладов населения в государственные займы, где сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств.

В Республике Казахстан уже с 1992 года стали выпускаться национальные займы. Вначале это был Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. Были выпущены боны Государственного внутреннего выигрышного займа РК, рассчитанного сроком на 20 лет, которые отвечали по обязательствам союзного займа 1982 года. С 1996 года выпускаются Национальные сберегательные облигации Государственного внутреннего займа Республиканского Казахстана в дематериализованной форме с плавающей нормой доходности. Выпуск Государственных Казначейских обязательств (ГКО) сроками на 3,6,9,12 месяцев, размещаемые среди коммерческих банков, предприятий, фирм в безбумажной форме связан с потребностями государства в денежных ресурсах при финансировании государственных расходов, для покрытия дефицита бюджета. Государственные Казначейские Обязательства, имея номинальную стоимость продаются на аукционных торгах по дисконтированной цене, которая приносит доход инвестору. Казахстанские Государственные Казначейские Обязательства являются средством покрытия “кассовых разрывов” бюджета. Выпуская Государственные Казначейские Обязательства (ГКО), правительство решает как тактические задачи в части изыскания источников, так и развития внутреннего финансового рынка, необходимого в условиях рыночной экономики.

При выпуске Государственных ценных бумаг важными выступают величина дисконта, цена отсечения, погашения государственной акции по нарицательной стоимости, сроки обращения, порядок проведения торгов, принятие объективных решений с разработкой правил и нормативов для финансового рынка.