Региональные банки развития

Азиатский банк развития – (Asian Development Bank) - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1965г. Штаб-квартира располагается в Маниле (Филиппины).

В Азиатский банк развития (АзБР) входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд. долл. США, объемы оказываемой технической помощи – около 180 млн. долл. США.

Общее руководство АзБР осуществляют: Совет Губернаторов, Совет Директоров, Президент, три Вице-президента и руководители департаментов и отделений. Каждая страна-участница назначает губернатора и заместителя губернатора для представления своих интересов. Совет губернаторов выбирает 12 директоров (каждого с заместителем) – восемь из стран АТР и четверых из других стран. Также Совет Губернаторов выбирает Президента АзБР сроком на 5 лет с возможностью переизбрания. Президент председательствует на Совете директоров и следует его руководству в управлении деятельностью АзБР.

Официально Совет губернаторов встречается один раз в год на ежегодной сессии АзБР. В состав Совета входит 64 губернатора (46 представителей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и 18 представителей из развитых стран Европы и Америки).

Совет директоров выполняет свои обязанности на постоянной основе в штаб-квартире АзБР в Маниле и регулярно проводит официальные и текущие заседания. Директора наблюдают за финансовой отчетностью АзБР, утверждают исполнительный бюджет, пересматривают и утверждают все документы, касающиеся проводимой политики банка, и все документы, касающиеся предоставления займов, покупки-продажи акций и оказания технической помощи.

Стратегической целью функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению социального статуса женщин и защите окружающей среды, но сегодня эти цели служат реализации программы по сокращению бедности. Прочие цели, такие как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени содействуют достижению основной стратегической цели.

В задачи Банка входит стимулирование экономического роста и участие в ускорении экономического развития развивающихся государств - членов, как коллективно, так и индивидуально. Соглашение о создании АзБР вступило в силу 22 августа 1966 г., когда оно было ратифицировано 15 правительствами. Банк начал свои операции 19 декабря 1966 г.

Членство в АзБР открыто для членов и ассоциированных членов Азиатско-Тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам, а для других стран региона и развитых стран из других регионов - членов ООН 15 развитых стран из других регионов, которые включают США, Канаду, Великобританию и западноевропейские страны.

В январе 2005г. Азиатский банк развития выступил с заявлением о создании Трастового фонда азиатского цунами в размере 600 млн. долларов США для обеспечения скорейшего восстановления и технической помощи наиболее пострадавшим странам. Акционеры АзБР утвердили создание Фонда, средства из которого пойдут на предоставление грантов и займов с очень большими уступками. Средства на создание Фонда были найдены из внутренних фондов, а также дополнительных привлечений двусторонних и многосторонних финансовых организаций. В марте 2005 г. Азиатский банк развития организовал встречу на высоком уровне, которая была посвящена координации оказания помощи странам, пострадавшим от цунами, произошедшего 26 декабря 2004 г. в Индийском океане.

Согласно Уставу АзБР, предоставляемые займы, вложения в акционерный капитал и предоставление гарантий не должны превышать размера выкупленных и подлежащих выкупу акций плюс обычный размер резерва и излишков. Банковские операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая доля капитала от стран - членов АзБР, как заимствования на мировом рынке капитала, а также как доход от инвестиций. Специальные средства поступают в виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по специальному решению совета директоров АзБР. Специальные средства АзБР составляют окно «льготных ссуд» по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей небольших и более бедных стран-членов.

АзБР имеет право пополнять ресурсы через заимствования на финансовом рынке и привлечение частного капитала к своим проектам.

АБР предоставляет займы после проведения тщательного анализа всех условий. Это позволяет:

поддерживать соответствующий чистый доход, сохранять ликвидность и резервы банка;

проводить мониторинг кредитоспособности заемщиков;

предъявлять к заемщикам требования подтверждать экономическую, финансовую и техническую жизнеспособность проектов, для выполнения которых необходимы займы АзБР.

АзБР проводит различные операции, в том числе в областях:

сельского хозяйства и природных ресурсов;

образования;

энергетики;

финансов;

здравоохранения, общественного питания и социальной защиты;

промышленности и торговли;

законодательства, экономического менеджмента и гражданской политики;

транспорта и связи;

водоснабжения, санитарии и переработки отходов и т.д.

АзБР обеспечивает займами проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:

экономическая жизнеспособность, техническая выполнимость и финансовая прочность;

влияние реализации проекта на дальнейшее развитие страны;

влияние на устранение «узких мест» в экономике;

способность страны-заемщика обслуживать дополнительный внешний долг;

внедрение новых технологий для повышения производительности;

создание дополнительных рабочих мест;

укрепление общества относительно критерия высокого уровня управления;

включение в проекты АзБР разработок в сфере окружающей среды и социальной сферы.

В 1973 г. Банк создал Фонд Азиатского Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку устойчивого социального и экономического развития бедных стран, расположенных в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения и низкой вероятностью возврата долга.

Основной целью реорганизации АзБР в 1995 году являлось усиление концентрации на развитии конкретных стран и унификация отчетности для всех служб развивающейся страны-участницы, участвующей в программе, в пределах одного регионального отделения.

Сегодня АзБР концентрируется не на реализации проекта или развитии отдельного сектора экономики, а на развитии страны в целом. Новые региональные отделения АзБР способствуют интеграционному развитию через выполнение программ, составленных согласно потребностям участвующей страны. Каждое отделение ведет определенную группу граничащих друг с другом стран, что позволяет АзБР более точно концентрироваться на отдельных странах и оказывать поддержку субрегиональному сотрудничеству во всех случаях, когда это возможно.

Выбор географических регионов для включения в создаваемые региональные отделения был основан на выполнении следующих требований: географическая близость; сходность культур, экономических систем и социального строя; стадия развития; пригодность к внедрению программы; границы субрегионального сотрудничества и связи с существующими субрегиональными группами; и минимальное изменение существующих условий для реализации программ АзБР.

Постоянные представительства АзБР в регионах отчитываются перед руководством региональных отделений. У каждого Регионального отделения есть свой руководящий состав, включающий генерального директора, заместителя генерального директора, и директоров, с разделением полномочий по выполняемым функциям, а также директоров с разделением полномочий по странам. Каждой страной занимается группа персонала под руководством старшего должностного лица в Штаб-квартире АзБР или постоянном отделении. Страновые группы включают не только сотрудников региональных отделений, но и персонал из других отделений АзБР, если это необходимо. Целью деятельности страновой группы является поддержание перспектив развития страны, разработка коллективной страновой программы помощи и регулярный обзор состояния экономики.

15 июня 2006г. АО «Альянс Банк» подписало соглашение с Азиатским Банком Развития на получение первичного кредита на сумму 50 миллионов долларов США со сроком погашения 5 лет. Это первый заем Азиатского Банка Развития, выданный без правительственной гарантии, а также это первый для него проект по финансированию частного сектора Казахстана. Диверсификация казахстанской экономики путем привлечения инвестиций в другие области, не охватывающие нефтяную отрасль, в частности, в сектор малого и среднего бизнеса (МСБ), является приоритетным направлением развития казахстанской экономики, - полагают аналитики АзБР.

Исламский банк развития (ИБР) – основан в 1975г. по решению Организации «Исламский конгресс» с капиталом 1 млрд. долларов США. Штаб – квартира Исламского банка развития находится в Саудовском городе Джидде.

Республика Казахстан является членом Исламского банка развития с 1992г. и с этого периода времени интенсивно сотрудничает с данной организацией. Так, на кредит ИБР в Казахстане завершена реконструкция и техническое переоснащение научного центра хирургии им. Сызганова в г. Алматы. На реализацию данного проекта было израсходовано 11,5 млн. долларов США. Кроме того, 30 млн. долларов США Исламский банк развития выделил на реконструкцию автодороги Астана – Алматы, строительство объездной дороги вокруг Курдайского перевала и т.д.

Необходимо отметить, что кредитные ресурсы ИБР предоставляет не только в общегосударственном масштабе, но активно сотрудничает с отечественными банками второго уровня. Так, АО «Банк ТуранАлем» осуществляет поддержку малого и среднего предпринимательства за счет средств Исламского банка развития. За счет этих денежных средств АО «Банк ТуранАлем» предоставляет машины и оборудование на условиях лизинга.

В тексте священного Корана сказано: «…Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением». Рост, или «риба», то есть заранее определенный ссудный процент, считается неприемлемым в исламе и напрямую осуждается Кораном. Использование ссудного процента согласно религиозно-правовым нормам считается ростовщичеством и провозглашается «хараам», или неправомерным. Этот принцип мусульманского права, наряду с рядом других, и определяют специфику исламских банков.

Знатоки ислама указывают на существующую несправедливость в отношениях между кредиторами и заемщиками, принятых в международной банковской практике, связанную с применением фиксированного, определяемого заранее процента. Поскольку считают, что, как можно фиксировать ставки заранее, разве вправе человек заранее определять, предугадывать волю Аллаха?

Считается, что запрет на использование «рибы», согласно истории ислама, более 1400 лет назад Аллах передал народу через пророка Мухаммада. За это время хозяйственная и финансовая практика, безусловно, претерпела существенные изменения, но исламский мир, противясь вестернизации, создал уникальные формы финансовых институтов, которые, с одной стороны, отвечают всем современным требованиям, а с другой стороны, функционируют в соответствии с нормами мусульманского права, в том числе с нормами шариата. Уникальность сформировавшейся финансово-банковской системы в том, что она основана как на экономический интересах ее субъектов (банков и иных финансовых институтов), так и на религиозных канонах, устанавливающих определенные религиозные, социальные и этические ценности и правила, т.е исламская финансовая система, по сути, синтезирует в себе материалистические (экономические) и идеалистические (этические, религиозные) начала. Наиболее яркими воплощениями институтов исламской финансовой системы стали исламские банки.

Исламский банк – это банк, деятельность которого не противоречит нормам шариата и, следовательно, соответствует исламской модели финансового учреждения.

Вместе с тем, необходимо ответить на вполне естественные вопросы: как функционирует банк, если уплата процентов за пользование денежными средствами запрещена? и какой смысл деятельности такого банка, если он привлекать и размещать средства совершенно бесплатно?

Согласно законам шариата, заимодавец, предоставляя денежные средства заемщику, становится его партнером, получая право на часть его прибылей от хозяйственной деятельности, то есть, он становится скорее инвестором, чем кредитором. Именно на этом принципе построены отношения между вкладчиком и исламским банком, а также банком и заемщиком.

Чтобы лучше понять специфику исламского банка, рассмотрим следующую простейшую модель. Вкладчик размещает деньги на счете в банке. Банк (в некоторых случаях по согласованию с вкладчиком) направляет денежные средства на финансирование определенного проекта. В случае успешного исхода (положительного результата, прибыльности проекта) банк поделит полученную прибыль с должником и с вкладчиком. При этом размер прибыли заранее неизвестен, известна лишь пропорция ее разделения между участниками сделки. Если же проект себя не окупит, то банк и вкладчик поделят убытки должника.

Такая схема существенно отличается от принятой в западных банках в том, что касается распределения рисков невозвращения денежных средств. Фактически носителями этих рисков в исламской модели являются банки и вкладчики, и поэтому устойчивость и стабильность всей системы, а также доверие к ней со стороны вкладчиков и партнеров куда более зависит от благоприятной рыночной конъюнктуры, чем в случае с западной моделью, где интересы банков и вкладчиков защищены существенно лучше. Это, безусловно, повышает ответственность банков при выборе своих партнеров по сделкам.

Относительная устойчивость молодой банковской системы определяется даже не столько по-арабски мудрым, расчетливым подходом к управлению активами и пассивами, сколько желанием верующих людей следовать учению своей религии во всех аспектах их жизни. Праведному мусульманину глубоко небезразлично, где хранить свои деньги, и он готов в ряде случаев принять на себя дополнительный риск утраты денежных средств или предоставлять свои средства бесплатно, чтобы не нарушать каноны мусульманства. И именно за счет этого, религиозно-психологического, фактора «запас прочности» исламской банковской системы высок.

Надо отдать должное мусульманским финансистам и правоведам, которые смогли разработать и внедрить в практику столь большое количество финансовых операций, не противоречащих нормам шариата, но при этом отвечающих современным потребностям экономики.

Для осуществления только приемлемых с точки зрения канонов религии операций, банки создают специальные шариатские советы, которые определяют, является ли тот или иной тип операций «халал» или «хараам» (допустимый или запретный). «Хараам» являются любые операции, связанные с взиманием определенного заранее дохода, а также финансированием предприятий свиноводства, производителей алкогольной продукции, игорных домов и казино, а также предприятий, получающих часть доходов за счет процентных платежей по выданным ссудам.

Как правило, исламский банк предлагает своим клиентам два вида счетов: текущий счет (всегда беспроцентный) и инвестиционный (доходность по такому счету зависит от успешности проектов, в которые банк вкладывает деньги).

За счет собственных и привлеченных средств банк осуществляет следующие виды финансирования:

мушарака — совместное предпринимательство;

мудараба — финансирование на основе участия в прибыли (фактически частный случай мушарака);

мурабаха — финансирование торговли;

иджара — сдача в аренду (аналог лизинговой операции);

иджара ва-иктина — лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить оборудование, строения и другие объекты, когда последовательно накапливаемые выплаты достигают уровня, соответствующего согласованной цене продажи;

истисна - финансирование банком производства специализированного оборудования или продукции при вкладе, сделанном клиентом на базе согласованной цены.

Формы деятельности исламских финансовых учреждений не ограничиваются только приведенными здесь. Но они составляют костяк и ядро исламской кредитно-финансовой системы, в рамках которой существуют и другие разновидности форм взаимодействия с клиентами, партнерами, контрагентами. Эти формы отличаются от перечисленных как сферами применения, так и некоторыми деталями, подходами, трактовками, степенью приспособленности к условиям конкретных территорий и местной практике. Банки также участвуют в благотворительной деятельности, способствуя повышению общественного благосостояния, а так же экономическому и социальному развитию стран, где они осуществляют деятельность.

На сегодняшний день по разным данным общее число исламских банков превысило 200, а их совокупные активы – 160 миллиардов долларов США. Исламский банковский сектор в течение последних нескольких лет развивается более динамично в странах Ближнего Востока, чем неисламский сектор, ежегодные темпы прироста активов превышают 10 %.

Постепенно исламские банки выходят на мировой финансовый рынок, устанавливая партнерские отношения с крупнейшими мировыми банками, а также осуществляя финансирование некоторых приемлемых проектов за рубежом. Крупнейшие мировые банки (Deutsche bank, Citibank, HSBС) открывают специальные исламские департаменты, чем проявляют интерес к исламской финансовой системе.

Глоссарий:

Риба - заранее определенный ссудный процент, считается неприемлемым в исламе и напрямую осуждается Кораном.

Исламский банк – это банк, деятельность которого не противоречит нормам шариата и, следовательно, соответствует исламской модели финансового учреждения.

иджара ва-иктина — лизинговое соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить оборудование, строения и другие объекты, когда последовательно накапливаемые выплаты достигают уровня, соответствующего согласованной цене продажи