Архитектура Армении и Грузии

В народном (творчестве) зодчестве складываются оригинальные формы жилого дома – глхатун (в Армении) и дарбази (в Грузии) – со ступенчатым из горизонтальных деревянных балок шатровым завершением центральной части помещения.

Центральные храмы имеют пирамидальную структуру объема, преобладание «граненых» поверхностей стен и высоких барабанов, завершавшихся плоскими византийскими куполами и шатрами. Пирамидальность композиции и последняя замена колонн опорными пилонами.

Кафедральный собор Звартноц (661г.) - на основе пространственной схемы ранне-христианской купольной ротонды.

Основные архитектурные детали:

- аркады фасада и интерьера;

- обрамление окон и дверей;

- карнизы имели богатый скульптурный орнамент.

Крестовокупольные храмы – динамичная устремленность вверх, легкий ажурный орнамент арок и колонн, интерьеры украшены фресками.

 

Столица г. Ани: замки, царский дворец, величественный кафедральный собор.

X-XIIIвв.: летописи, библиотеки, монастырские строения, трапезные (столовые) монастыри – Ахпат и Сосмаин.

Ступенчатые формы глхатуна оказали значительное влияние на художественную пластику трамповых и парусных переходов к 8-ми гранным или цилиндрическим барабаном и куполом.

Для перекрытия больших помещений использовалась оригинальная система перекрестных и диагонально-расположенных арок – прочный антисейсмичный каркас.

Строились караван-сараи, склады, бани, производственные сооружения, мельницы пекарни, винодельни.

Здания сложены из цветного туфа, никогда не штукатурились. Высокие, стройные силуэты храмов, поставлены на круглых утесах.

В архитектуре позднего средневековья намечается переход к более развитым композиционным решениям:

- открытые галереи входов;

- открытые колокольные башни, увенчанные легкой каменной ротондой;

- граненые барабаны куполов сменяются круглыми;

- порталы украшаются ковровым узором рельефов;

- мусульманские мотивы.