Архитектура Армении и Грузии
В народном (творчестве) зодчестве складываются оригинальные формы жилого дома – глхатун (в Армении) и дарбази (в Грузии) – со ступенчатым из горизонтальных деревянных балок шатровым завершением центральной части помещения.
Центральные храмы имеют пирамидальную структуру объема, преобладание «граненых» поверхностей стен и высоких барабанов, завершавшихся плоскими византийскими куполами и шатрами. Пирамидальность композиции и последняя замена колонн опорными пилонами.
Кафедральный собор Звартноц (661г.) - на основе пространственной схемы ранне-христианской купольной ротонды.
Основные архитектурные детали:
- аркады фасада и интерьера;
- обрамление окон и дверей;
- карнизы имели богатый скульптурный орнамент.
Крестовокупольные храмы – динамичная устремленность вверх, легкий ажурный орнамент арок и колонн, интерьеры украшены фресками.
Столица г. Ани: замки, царский дворец, величественный кафедральный собор.
X-XIIIвв.: летописи, библиотеки, монастырские строения, трапезные (столовые) монастыри – Ахпат и Сосмаин.
Ступенчатые формы глхатуна оказали значительное влияние на художественную пластику трамповых и парусных переходов к 8-ми гранным или цилиндрическим барабаном и куполом.
Для перекрытия больших помещений использовалась оригинальная система перекрестных и диагонально-расположенных арок – прочный антисейсмичный каркас.
Строились караван-сараи, склады, бани, производственные сооружения, мельницы пекарни, винодельни.
Здания сложены из цветного туфа, никогда не штукатурились. Высокие, стройные силуэты храмов, поставлены на круглых утесах.
В архитектуре позднего средневековья намечается переход к более развитым композиционным решениям:
- открытые галереи входов;
- открытые колокольные башни, увенчанные легкой каменной ротондой;
- граненые барабаны куполов сменяются круглыми;
- порталы украшаются ковровым узором рельефов;
- мусульманские мотивы.