XVIII. ЛУНА
Der Mond; The Moon; La Lun
АРХЕТИП | Ночь, темнота. |
БУКВА | Цаде = Ц, символ = крыша, убежище. Числовое значение = 90. |
ЧИСЛО | Лунные и солнечные затмения повторяются в том же порядке каждые 18 лет. В прежние времена их считали предвестниками несчастий. Алфавит друидов (Бет-Луис-Нион), тысячу лет назад хранимый в величайшей тайне в Британии и Галлии, и орфический алфавит состояли из 18 букв и имели сакральное значение в обрядах поклонения лунной богине. Тринадцать согласных букв-«деревьев» служили для обозначения месяцев лунного календаря. Пять гласных соответствовали пяти солнечным |
«стоянкам»: двум равноденствиям, двум солнцестояниям и первому дню нового года. Таким образом, эти алфавиты служили в то же время основой календаря. Лишь с распространением культа солнечного бога (Аполлона) они уступили место нашему алфавиту, пришедшему из Финикии. | |
к.-г. юнг | «Кто бы ни испытывал страх, имеет для этого причины. Есть немало пациентов, которым страх приходится прививать, потому что они утратили его в результате угасания инстинктов. Человек, утративший страх, уже на краю пропасти... Если пациент понимает язык религии, я говорю ему: не пытайся избавиться от страха, данного тебе Богом, попробуй вынести его до конца...» |
ЦИТАТА | «Сны относятся к бодрствующему сознанию так же, как Солнце к Луне: они светят особым, ночным светом, в котором все вещи выглядят по-особенному». Шелдон Копп |
«Кошмары - это только сны, которые мы не досматриваем до конца, потому что они нас слишком пугают». Шелдон Копп | |
ОБРАЗЫ | Ночь, сны, хандра, эмоции, душа (глубины души), Медуза, Гидра, Кали (темная сторона Луны). Опасный мир демонов в эпоху природных божеств. |
МАРСЕЛЬСКОЕ' ТАРО | Золотые башни вечного города, небесного Иерусалима; вода, преграждающая путь; капли, стремящиеся ввысь. Собаки как стражи Подземного царства (хранители тайн): во всех мифах их нельзя |
убивать, можно только перехитрить (Геракл и Цербер). Одомашненные собаки - лучшие друзья человека (Одиссей и Арго), символ инстинктивной мудрости. Рак - символ опасности (Геракл, сражающийся с Гидрой) или «мост». Луна скрывает от нас свою темную сторону. | ||
растущая Луна | = Артемида | = рост сил = девушка |
полная Луна | = Селена | = полнота сил = мать |
убывающая Луна | = Геката | = упадок сил = ведьма |
или: | ||
Белая богиня рождения и роста | = белая сеятельница | |
Красная богиня любви и битвы | = красная косильщица | |
Черная богиня смерти и предсказания | = черная молотильщица | |
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА | Тропа между двух башен - путь в неведомое. Собака и волк: «Страх обычного разума перед неизвестным исходом, путь к которому освещен лишь отраженным светом (Луны или человеческого рассудка)». | |
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ | В бледном свете Луны четкие контуры вещей делаются размытыми, искажаются. Куст превращается в зверя, дерево - в чудовище. Немецкое слово Alptraum (кошмар) идет от имени Альбина (Белая богиня); от нее же - древнее название Британии, Альбион, и слова «эльф» и «Эльба». |
АНАЛОГИИ | Рефлексия, созерцание, пассивность, женственность, цикл, приливы и отливы. Спутник, вращающийся вокруг планеты, но не вокруг собственной оси. Луна как причина всех наводнений и разливов рек. |
СОВЕТ | Лунная роса = слезы Изиды. Лунная богиня собирает все рассеянные воспоминания и забытые мечты человечества, храня их до рассвета в серебряном кувшине. Затем, при первых лучах рассвета, они вновь растекаются, уже в виде слез Луны, покрывая землю росою. |
КАЧЕСТВО | Непостоянство, иррациональность, переменчивость, нежность, беспокойство, неуверенность, мягкость, хандра, мечтания. |
ЦЕЛЬ | Путешествие вглубь мира эмоций. |
ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Хаос, разрушительная сила, лунатизм, иные зависимости. Луна, пробуждающая в человеке «зверя». |
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | (плюс) Живая фантазия, полнота душевных сил, одиночество, видения, романтика, неуверенность, хандра, сомнения, (минус) Разочарование, химеры, иллюзии, страхи, слабое здоровье, галлюцинации. |
СИНТЕЗ | Карта Луны ведет нас в бесконечные глубины мира эмоций, в сказочные края фантазии, снов и мечтаний; но она же означает и различные опасения и страхи, кошмары и фобии. Ее светлая сторона - это живость чувств, тонкая чувствительность, иногда сентиментальность, активизация образного мышления, наших мечтаний и живущих в нас сказочных прототипов (архетипов). |
Но есть у нее и сторона темная, опасная. В старину гадалки боялись этой карты больше, чем Смерти (XIII), Диа- вола (XV) или Башни (XVI). Глядя на спокойные, мягкие образы карты, трудно поверить в это. Лишь зная, что Луна была главным действующим началом и важнейшим символом древних, «языческих» религий, можно понять, почему с ней связывают столько плохого и злого. И даже если отставить в сторону эти древние страхи, все равно темная сторона Луны таит в себе некую угрозу. Это и иррациональные страхи, сопровождающие нас в вечернем парке, когда кажется, что за каждым кустом притаилось чудовище, а все, что при дневном свете казалось таким простым и знакомым, приобретает в бледном, рассеянном лунном свете жуткие очертания. И кошмары, заставляющие нас вскакивать по ночам с постели, и непреодолимая душевная тоска, «хандра», лишающая нас сна и целиком овладевающая нами. Луна, каждый день иная, с древности олицетворяла изменчивость и ненадежность, подверженность настроениям и искушениям. Светя отраженным светом, она служила символом пассивности, впечатлительности, а также внушаемости, то есть, в конечном итоге, безволия и зависимости любого рода. Путь, который открывается перед нами на этой карте, это выход в неведомое, потому что любое путешествие в глубины мира эмоций - это скитания без компаса. Рак связан с Луной, очевидно, из- за серповидной формы своих клешней. Его манера ходить невесть как вполне |
может служить символом такого путешествия без определенной цели, а спокойное зеркало вод - тех бездонных глубин, которые они под собой скрывают. Волк и собака олицетворяют наше животное начало, то есть инстинктивные реакции, не контролируемые разумом. Уже в мифах мы находим предостережение: не следует подавлять эти инстинкты, даже если они представляются нам опасными, не следует убивать их в себе: их можно только перехитрить. Геракл оглушает адского пса Цербера, Психея усыпляет его, подсыпав в еду сонного зелья, Орфей достигает того же при помощи своей лиры. Путешественнику, вступающему на этот путь, придется встретиться как со всеми добрыми феями, так и со всеми чудовищами, о которых говорят сказки и легенды. Но самое лучшее в этом сказочном путешествии - то, что оно бесконечно. | |
СОБЫТИЙНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | Период полета фантазии, творческой мечты, поисков и сказочных ощущений. Но также - период кошмаров, сомнений, страхов, фобий. Психотерапия на основе путешествий в подсознание. |
ИСТОРИЯ (про глубины подсознания) | ВОСЕМЬ НЕБЕСНЫХ СЛОНОВ В одном индийском мифе говорится: «Брахма, великий Творец, создал восемь небесных слонов и разместил их под четырьмя сторонами света и в промежутках между ними, чтобы они держали на себе свод небесный». Уильям Джеймс, английский психолог, спросил об этом у одного индийского мудреца: |