XV. ДИАВОЛ

Der Teufel; The Devil; Le Diable

           
     

 

АРХЕТИП Искуситель, вредитель.
БУКВА Самех = С, символ = змея, вибрация. Числовое значение = 60.
ЧИСЛО 15 = число Полнолуния (15-й день лун­ного месяца). Ниневия, город вавилонской богини Иштар.
К.-Г. ЮНГ «Силы влечений, скапливающиеся в ци­вилизованном человеке, чудовищно де­структивны и во много раз опаснее вле­чений дикаря, выплескивающего их по­стоянно в скромных масштабах. Соот­ветственно этому ни одна война истори­ческого прошлого по грандиозности сво­их ужасов не может соперничать с вой­ной цивилизованных наций.

 

  Если мы, говоря юридическим языком, и не являемся соучастниками, то потен­циально мы все равно преступники в силу одной своей человеческой природы. Нам просто не представилось реальной возможности ринуться в этот адский во­доворот. Выйти за пределы черной кол­лективной тени человечества не может никто».
ЦИТАТЫ «Убей зло в себе, и тогда все зло мира не сможет тебе повредить». Кришнамурти «Ловкость дьявола в том и состоит, что­бы убедить нас, будто его не существует». Бодлер
ОБРАЗЫ Зло, Сатана, Люцифер, падший ангел, заблудшая душа, грех, ад, египетский бог Сет (часто изображаемый в виде змея или крокодила). Вельзевул (от/Ваал- Заву л - «Возвышенный Повелитель» фи­листимлян , переиначенныйв Ваал-Заву в - «Повелитель мух»). Нечистый, ведь­мак, горбун, черный маг, грехопадение. «Летучая мышь - ночное животное. Оно избегает дневного света и утром прячет­ся в темной пещере, где повисает вниз головой, чтобы набраться сил для сле­дующей ночной вылазки. Это кровосос, укус которого разносит чуму, а слюна отравляет все вокруг. Она вцепляется человеку в волосы, вызывая у него су­масшествие» . Народное поверье
МАРСЕЛЬСКОЕ ТАРО Золотой шлем (Одина), украшенный рогами как символом новой жизни, ду­ховного обновления, а главное - божест-

 

  венного огня. Картинка-загадка («пазл») из множества частей. Видны четыре па­льца, нет лишь большого, олицетворя­ющего силу воли. Оковы людей зависи­мых, связанных. В Средние века было принято изобра­жать Диавола и в качестве женщины, часто даже в образе Венеры. У нас от этой традиции осталась «чертова бабуш­ка». Диана/Артемида, поклонение кото­рой в Средние века преследовалось как ведьмовство, в древности также изобра­жалась с оленьими рогами. От имени «Диана» образовано слово «ведьма» в старых романских языках.
ТАРО РАЙДЕРА-УЭЙТА Фигура Бафомета - божества, почитав­шегося, по преданию, в ордене тамплие­ров; смысл его темен. По Уэйту, это имя следует читать наоборот: ТЕМ ОНР AB = Templi omnium hominem pads abbas - «Настоятель храма мира всех людей». Будучи перевернуто, доброе заклинание считалось злым, однако сохраняющим частицу первоначального добра. Рогатая Мендесская коза - одно из демониче­ских божеств у греков. На груди теоре­тически должен был бы быть изображен символ Меркурия. Поднятая правая ру­ка означает проклятие. В Греции такой жест означает: «убирайся к черту». На ладони - символ Сатурна. Во лбу - пе­ревернутая пентаграмма, «след верблю­да»[5], в котором божественный, верхний луч (эфир) обращен книзу = символ черной магии. Полу-куб = трон полузнания.

 

  Хвосты фигур на рисунке указывают на их животное начало. Судя по рисунку, пламя факела-жезла загорается от муж­чины. Цепи свободно лежат на шеях, так что оба пленника могут освободить­ся в любой момент.
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ Коллективная тень. Изолированные час­ти души, способные к самостоятельным и «злым» действиям (доктор Джекиль и мистер Хайд).
АНАЛОГИИ Черная магия, Сатурн, одержимость, «оседланность» дьяволом. Пан - паника - пандемониум (царство злых духов).
СОВЕТ Чем ярче свет, тем плотнее тень. Мы приговорены к свободе. Не зная тьмы, нельзя по достоинству оценить свет.
КАЧЕСТВО Действовать вопреки собственным убеж­дениям. Зависимости разного рода. Око­вы и приманки материальной жизни. Противоположность карте V (Жрец). У Уэйта также теневая сторона карты VI (Влюбленные). Отсутствие меры.
ЦЕЛЬ Частица силы той, что вечно жаждет зла и вечно совершает благо. Стремление к власти - движущая сила черной магии. Равнодушная похоть, одержимость, за­висимости.
СВЕТЛАЯ СТОРОНА Люцифер / Прометей: демоны-дарители света. Освобождение от зависимостей, привязок.
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ (плюс - если перевернута) Исцеление. Начало духовного роста. Магнетическая аура. Отказ от материальных ценностей. Обращение к Высшему.

 

  (минус) Нахождение в плену у стра­стей. Всплеск темных сил, кармические привязки, предостережение от лени, из­лишеств, эгоизма, дурных влияний, по­верхностности, стремления к (самораз­рушению, насилия.
СИНТЕЗ Глядя на карту, не стоит смешивать ри­сунок и то, что за ним кроется. Рисунок традиционен, он отражает лишь то ми­ровоззрение, которое сегодня вызывает у нас усмешку или гнев по поводу зло­деяний инквизиции. Однако делать из этого вывод, будто Диавола или вообще Зла не существует, было бы ошибкой (см. выше цитату из Бодлера). Традиция изображать черта с рогами сло­жилась в Средневековье, когда церковь преследовала богов прежних религий как дьявольское наущение. Между тем рога были частью культа лунных божеств - они символизировали серп растущей и убывающей Луны. Рога животных так­же были посвящены лунным божествам, прежде всего Диане/Артемиде, которая была и богиней охоты. Рогами увенчи­вали «царя-оленя», вступавшего в свя­щенный брак с верховной жрицей во вре­мя празднеств, посвященных этой лун­ной богине. С другой стороны, во мно­гих мифах рассказывается, как Диана во время «анода» (ежегодного обновле­ния своей девственности) затравила сво­его царя-оленя собаками до смерти. На­ше представление о «рогах» как символе супружеской измены также, по-видимо- му, восходит к этим мифам. Гностики почитали Диавола как истин­ного друга и бога всех людей, в отличие

 

  от непредсказуемого и мстительного Бо­га христиан, который, несмотря на свое всемогущество, потребовал смерти соб­ственного сына, чтобы помириться с че­ловечеством. Диавола же почитали как Люцифера/Прометея, который из сост­радания к людям, жившим во тьме и хо­лоде, украл у богов огонь, подарил его людям и был за это подвергнут мучи­тельным пыткам. Как бы каждый из нас ни относился к этим образам, не стоит уверять себя, что Зла (или называйте как хотите) не су­ществует. Образы в течение столетий ме­нялись, наша же - почти рефлекторная! - привычка видеть зло в ком угодно, только не в себе, осталась неизменной. Это и есть наша «тень», или коллектив­ная тень общества, если угодно, обла­дающая той странной особенностью, что вызвана-то и обусловлена она нами, но продолжает существовать уже помимо нас. Поэтому нам следует научиться на­ходить ее не только «там, у других», но и в себе самих. Кто хочет познать свою тень, пусть возьмет лист бумаги и пере­числит те качества и поступки, которые ему не нравятся в других. Этот перечень и будет самым полным и подробным описанием его собственной теневой сто­роны. И самое обидное при этом то, что больше всего нам не нравится в других та самая бездуховность, которая нам са­мим не позволяет признать ее в себе. Чтобы освободиться от ее оков, нужно прежде всего осознать ее, - лишь тогда мы сможем снять с себя ее цепи. По своей нумерологической сумме (15=6), а у Уэйта и по композиции рисунка эта