Управленческая мысль в России
Как и в других странах, в России передовые ученые и исследователи высказывали в своих трудах немало ценных управленческих идей. В 1860-70 гг. сотрудники Московского Высшего Технического Училища разработали собственную методику рационализации трудовых движений. В 1908 г. в России начали выходить сборники переводов зарубежных изданий в области научного менеджмента. Тогда же в ряде ВУЗов началось преподавание дисциплин, связанных с управлением.
Наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е г. нашего столетия, когда в период НЭПа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологии.
Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные.
К первой можно отнести концепции "Организационного управления" А.А. Богданова (Малиновского); "Физиологического оптимума" О.А. Ерманского; "Узкой базы" А.К. Гастева; "Производственную трактовку" Е.Ф. Розмирович.
Ко второй группе — концепцию "Организационной деятельности" П.М. Керженцева; "Социально-трудовую концепцию управления производством" Н.А. Витке и "Теорию административной емкости" Ф.Р. Дунаевского.
В основе развития современного менеджмента лежат достижения практически всех школ и направлений.
Таблица 2 – Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов
Научные направления и ключевые положения концепций | Основные идеи, используемые в современном менеджменте |
1. Научный менеджмент и классическая административная школа | |
- Научные принципы - Рационализация выполнения работ - Разделение труда в управлении | - Научный подход к менеджменту и принципы управления - Анализ способов выполнения работ с целью совершенствования Оплата труда как важнейший элемент мотивации работающих |
2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук | |
- Коллектив как особая социальная группа - Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего | - Использование в менеджменте факторов коммуникации, групповой динамики, мотивации и лидерства - Исследование поведения людей в организациях - Отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам |
3. Количественный подход (наука управления) | |
- Применение методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники | - Использование количественных измерений при принятии решений - Использование информационных систем управления и вычислительной техники |
4. Системный и ситуационный подходы | |
- Взаимодействие и взаимозависимость всех компонентов организации - Выявление и учет ситуационных переменных окружающей среды | - Рассмотрение организации как системы, состоящей из взаимосвязанных частей - Значение окружающей среды и обратной связи для достижения успеха организации - Принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов |