ТЕМА 1.4. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

Общие положения

 

В состав организационно-распорядительной документации (ОРД) входят следующие виды документов:

организационные (положения, уставы, инструкции, правила и т. п.);

распорядительные (приказы по основной деятельности, указания, постановления, решения и т. п.);

справочно-информационные (протоколы, акты, планы работ, докладные и объяснительные записки, служебные письма, доклады, отчеты, справки, обзоры, договоры и др.).

Комплекс ОРД, устанавливающий организационные, нормативные, технические и иные правила эксплуатации АТ и ее ТОиР, именуется эксплуатационной (ремонтной) документацией (ЭД) или (ЭРД).

В свою очередь, ЭРД подразделяется на:

· общую (для всех типов ВС);

· типовую (для определенного типа воздушного судна) -ТЭРД;

· пономерную (для конкретных экземпляров АТ);

· производственно-техническую.

К общей ЭД относятся документы типа Наставления (НПП ГА, НТЭРАТ ГА и др.), государственных и отраслевых стандартов, документы ГОУВТ и авиапредприятий по отдельным общим вопросам организации и обеспечения ТЭ авиационной техники.

Типовая ЭД включает документы, регламентирующие эксплуатацию и ТОиР конкретных типов АТ, определяющие вопросы их технологического и информационного обеспечения. К основным видам типовой ЭД относятся:

· руководство по летной эксплуатации (ответственный за документ - заказчик и разработчик АТ);

· инструкция по взаимодействию и технологии работы членов экипажа (ответственный за документ - заказчик и разработчик АТ);

· руководства (инструкции) по технической эксплуатации самолета (вертолета), двигателя, комплектующего изделия [ответственный за документ - изготовитель АТ (головной)];

· регламент технического обслуживания (ответственный за документ - разработчик АТ и заказчик);

· технологические указания по выполнению работ на авиационной технике [ответственный за документ - заказчик и изготовитель АТ (головной)];

· руководство по загрузке и центровке (ответственный за документ - разработчик АТ и заказчик);

· руководство по ремонту ВС, двигателя, изделия [ответстенный за документ - изготовитель АТ (головной)];

· документы ГОУВТ и авиапредприятий по вопросам организации и обеспечения ТЭ конкретных типов АТ [ответственный за документ - орган (организация) - автор документа];

· бюллетени [ответственный за документ - изготовитель АТ (головной)];

· альбомы электросхем, основных сочленений и ремонтных допусков [ответственный за документ - изготовитель АТ (головной)];

· каталог деталей и узлов изделия [ответственный за документ - изготовитель АТ (головной)];

· нормы расхода запасных частей и материалов [ответственный за документ - изготовитель АТ (головной)];

· ведомости запасных частей, инструмента и принадлежностей (эксплуатационные) [ответственный за документ - изготовитель АТ (головной)].

В авиапредприятиях ведут контрольные и рабочие (в соответствующих подразделениях ГОУВТ - эталонные) экземпляры регламентов ТО, технологических указаний (руководств по технической эксплуатации ВС, двигателей, изделий), пооперационных и поэтапных ведомостей, НТЭРАТ ГА и т. п.

Изменения в контрольные и рабочие экземпляры указанных документов вносят не позднее пяти, а по ВС, находящимся в местах временного базирования, - 15 суток с момента поступления в авиапредприятие извещения о корректировке. В экстренных случаях, по телеграфным извещениям, изменения вносят немедленно во все экзем­пляры, включая рабочие.

Порядок хранения, выдачи и использования контрольных и рабочих экземпляров ЭД, внесения изменений в них, а также ответственность должностных лиц за состояние ЭД в подразделениях авиапредприятия определяется документом авиапредприятия. Порядок работы с эталонными экземплярами ЭД определяется от­дельным документом ГОУВТ.

 

 

Пономерная документация

 

Документация, предназначенная для оформления государственной регистрации и годности каждого ВС к полетам, учета наработки и технического состояния судна (двигателя, комплектующего изделия), его приема и передачи относится к пономерной, действительной только для данного экземпляра АТ, зарегистрированного на заводе- изготовителе под определенным номером.

Пономерная документация включает документы, выдаваемые ГОУВТ и заводами.

К документам ГОУВТ относят свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна, удостоверение (сертификат) о годности гражданского воз­душного судна к полетам, разрешение на эксплуатацию радиостанций, санитарный журнал самолета (вертолета), бортовой журнал, который после полного использования хранится в течение одного года.

Заводы-изготовители выдают формуляры ВС и двигателей, паспорта и этикетки на комплектующие изделия, таблицу нивелировочных данных, тарировочные графики регистраторов режимов полета.

Формуляр силовых элементов планера (карту прочности) выдает завод ГА (ремонтное предприятие) после первого ремонта воздушного судна.

В состав пономерной документации при необходимости включают (для ВС, выполняющих международные полеты) свидетельство по шумам и страховое свиде­тельство. Страховое свидетельство выдается страховой организацией. Порядок выдачи свидетельства по шумам определяется отдельным документом ГОУВТ.

При отсутствии, некомплектности или неправильном оформлении пономерной документации выпускать ВС в полет запрещается.

Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна выдает ГОУВТ, а удостоверение о годности гражданского воздушного судна к по­летам - региональное подразделение ГОУВТ, осуществляющее функции государственного управления ВТ в пределах конкретного региона (зоны, территории). Удостоверение о годности гражданского воздушного судна к полетам выдают на основании акта проверки технического состояния и определения годности ВС к полетам свидетельстве о регистрации может быть оформлено разрешение на эксплуатацию бортовых радиостанций воздушного судна.

Для перелета ВС, получаемого от завода изготовителя, к месту назначения и для его эксплуатации; до получения постоянного удостоверения старший представитель заказчика на заводе выдает временное удостоверение (сертификат) о годности гражданского воздушного судна к полетам. В случаях, когда представитель заказчика на заводе отсутствует, и при получении ВС от ведомства, где удостоверения о годности воздушного судна к полетам не предусмотрены, а также от других владельцев ВС, на борту ВС необходимо иметь приемо-сдаточный акт.

Формуляры и паспорта изделий АТ, выдаваемые заводами-изготовителями, являются основными документами для учета наработки АТ и ее технического состояния. Эксплуатировать изделия АТ без формуляра (паспорта) запрещается.

формуляры, паспорта и этикетки хранят в служебном помещении авиапредприятия комплектно на каждое воздушное судно. Их берут на борт только при перегонке ВС в ремонт или передаче ВС другому владельцу.

При эксплуатации ВС с временных аэродромов порядок хранения формуляров, паспортов и этикеток определяется документом авиапредприятия. В случаях, когда эти документы остаются на базе, учет налета ВС и наработки двигателей и изделий ведут в журнале (табеле) учета наработки. К моменту вылета на такие аэродромы в журнал вносят сведения, позволяющие планировать очередные технические обслуживания.

В авиапредприятиях ведение разделов формуляров (паспортов), относящихся к эксплуатации ВС, возлагается на службу (подразделение), ответственную за ТОиР воз­душных судов. Записи в них ведут имеющие необходимые полномочия работники (их состав определяется документами авиапредприятия) в соответствии с приведенными в формуляре правилами.

Основанием для записей служат:

· справки о работе авиационной техники в рейсе;

· карты-наряды и наряды на техническое обслуживание;

· карточки учета ресурса ВС и его изделий (а также другие формы учета, в том числе. - на машинных носителях информации);

· записи в журнале учета наработки ВС при работах на аэродромах временного базирования;

· документы, подтверждающие выполнение доработок, осмотров, переоборудования, ремонта, других работ. Записи делают четко, чернилами (пастой) темного цвета без помарок и подчисток. Исправления вносят, заверяя их подписями лиц, вносящих исправления.

Запись в паспорте о ремонте и доработках производят в предприятиях, где проводились работы. Выполнение работ подтверждают подписью ответственного лица.

При установке на ВС однотипных изделий индикаторов пространственного положения, скорости и высоты полета, положения механизмов систем управления ВС и т. п. — в паспорт изделия вносят запись о месте его установки (принадлежности к каналу системы). Номенклатура этих изделий определяется перечнем, утвержденным ГОУВТ. Записи в формуляры ВС, двигателей и паспорта изделий о выполнении работ, предусмотренных регламентом оперативного ТО, не вносят.

Сведения о налете и наработке в формулярах ВС и двигателей указывают суммарные за месяц, а также на момент передачи ВС на периодическое обслуживание.

При нахождении ВС на аэродроме временного базирования в журнале учета наработки ВС указывают итоговые сведения о налете и наработке за день. В паспортах ком­плектующих изделий сведения о наработке указывают при замене изделий.

Если в формуляре изделия АТ использованы все места того или иного раздела, то заводят продолжение формуляра по форме, не отличающейся от заполненного. На титульном листе продолжения формуляра должно быть записано «Продолжение», а на титульном листе заполненного формуляра «Заведено продолжение» (указывают дату). Указанные записи заверяют подписью лица, имеющего необходимые полномочия, и печатью.

Продолжение формуляра вносят из заполненного формуляра итоговые (на момент заведения продолжения) записи о наработке ВС или его оборудования (наработка, количество посадок, циклов и т. п.) количестве ремонтов и д.р.

Продолжение формуляра является обязательные приложением к заполненному формуляру и без него не имеет силы официального документа. Продолжение формуляра должно быть прошнуровано и опечатано.

При использовании интегрированных компьютерных систем, обеспечивающих ведение пономерной документации в объеме соответствующих формуляров (паспортов) на машинных носителях, разрешается изымать из движения внутри эксплуатационного предприятия паспорта и хранить их в отдельном помещении. При внесении записей в электронный формуляр (паспорт) необходимо использовать электронные коды (пароли) лиц, имеющих соответствующие полномочия.

Оформление формуляров на бумажных носителям должно производиться не реже одного раза в месяц.

В типовом случае оформление паспортов на бумажных носителях следует производить только по необходимости (при передаче соответствующего изделия АТ в другую организацию).

Оформление формуляров (паспортов) может осуществляться путем вклейки приложений в виде распечаток ЭВМ. В указанном случае формат распечаток и форма представления информации в них должны быть идентичными соответствующим разделам формуляра (паспорта).

Сроки хранения пономерной документации (списанных Изделий АТ, использованной и др.), не указанные в НТЭРАТ ГА, определяются отдельным документом ГОУВТ.

При утере формуляра (паспорта, этикетки) проверяют техническое состояние изделия АТ, формуляр (паспорт, этикетка) которого утрачен, и расследуют факт утери.

Дубликат формуляра на ВС (авиадвигатель) выдает авиа- предприятие (ремонтное предприятие) на основании акта комиссии, признавшей пригодность изделия (на которое утрачен формуляр) к дальнейшей эксплуатации.

Дубликат паспорта (этикетки) на комплектующее изделие оформляет специалист, имеющий необходимые полномочия (состав указанных лиц определяется документом авиапредприятия), после определения технического состояния соответствующего изделия и возможности его дальнейшей эксплуатации.

Слово «Дубликат» записывают на титульном листе формуляра (паспорта, этикетки). В дубликат документа вписывают характеристики изделия, установленные при расследовании факта утери, включая наработку, даты выполнения ТО и ремонта.

Ведение формуляра силовых элементов планера ВС возлагают (документом авиапредприятия) на конкретного специалиста.

Наличие и правильность ведения пономерной и судовой документации (судовая документация - документация, которая обязательно должна быть на борту ВС, выполняющего полет. Ее состав определяется НПП ГА или другим документом) проверяют специалисты авиа­предприятия, состав которых определяется документом авиапредприятия.