Нормативно-правовые акты федерального значения.

Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая в 1991 г.

12 декабря 1993 г на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства. Конституция вступила в силу со дня ее официального опубликования, т.е. с 25 декабря 1993 г. Конституция РФ устанавливает единые для всех регионов принципы организации социальных отношений вне зависимости от того, как распределены между уровнями власти предметы ведения и полномочий в социальной сфере. Так, положения статьи 7, характеризующие Российскую Федерацию как социальное государство, определяют единое социальное пространство, в каждом территориальном звене которого обязательно «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Конституции закреплены единые для всех регионов основные направления социальной политики и ее законодательного оформления: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. В главе 2 Конституции РФ также определены основные социальные права, порядок реализации и защиты которых должен быть конкретизирован в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.

Основные социальные права также закреплены в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» , «Основах законодательства РФ о культуре», Кодексе законов о труде РФ, Кодексе о браке и семье, Жилищном кодексе, федеральных законах «Об образовании», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О занятости населения в Российской Федерации» и ряде других.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 г. № 131–ФЗ в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления. Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2006 г.

С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Названный Федеральный закон призван решить задачи «повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой». Иными словами, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ призван модернизировать механизм финансирования предоставляемых гражданину отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Практическая реализация названного Федерального закона была признана приоритетной задачей в области социальной политики государства в 2005 г.

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изменениями на 9 июля 1999 г.) от 20.07.95 г. № 115 – ФЗ определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития РФ и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Закон дает понятия Концепции социально-экономического развития РФ и Программы социально-экономического развития РФ.

«Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», утверждены Указом Президента РФ от 15.10.1999 г. № 1370. В соответствии с Основными положениями целью государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ является обеспечение дальнейшего развития местного самоуправления и повышения эффективности его деятельности как необходимых условий становления экономически и социально развитого демократического государства.

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.96 г. № 440. Концепция разработана в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Концепцией определены необходимость и возможность осуществления в Российской Федерации последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Законодательной деятельностью Государственной Думы и нормотворческой деятельностью Правительства РФ формируются нормативно-правовые акты о содержании и механизмах реализации отдельных направлений социальной политики.