Анализ информации о реке

Основные проблемы в выборе маршрута связаны с тем, что большинство описаний рек составлены плотовыми и катамаранными группами, чьи представления о сложности, содержательности и опасности сплава сильно отличаются от каякерских. Поэтому следует по возможности пользоваться описаниями, составленным каякерами; по существу, только их и можно считать достоверными для данного типа судов. При использовании других материалов необходимо учитывать различия в психологии, технике и подготовке гребцов на разных типах судов и в технических возможностях самих судов.

  • Так, на многих малоопытных гребцов большое впечатление производят валы размером более 1 м, типичные, например, для крупных рек Саян и Алтая; для каякера же, который умеет подчинить энергию потока своей воле, эти валы — едва ли не самое безобидное и предсказуемое поле для игр.
  • Плот практически лишен маневра, и его экипаж может счесть самым сложным препятствием на реке S-образную связку из двух прижимов, между которыми необходимо всего лишь быстро пересечь гладкую струю. Такой порог под названием "Интеграл", "Зигзаг" или "Змейка" есть почти на каждой старой плотовой реке.
  • С другой стороны, плоты и катамараны благодаря своим размерам и объему способны игнорировать даже крупные бочки, которые после этого едва ли упоминаются и в описаниях. Для каякера же попадание в такую бочку (а тем более — в несколько бочек подряд) может закончиться весьма плачевно.
  • Для крупных судов представляет проблему, вообще говоря, каждое лишнее движение. Порог, в котором все сложные места можно, интенсивно маневрируя, обойти по гладкой воде или небольшим валам, они склонны считать более сложным, чем одиночную бочку через все русло. В частности, они чувствуют себя весьма неуверенно в длинных, тесных, запутанных шиверах и порогах слаломного типа, поэтому часто преувеличивают сложность этих препятствий относительно остальных. Для каяков соотношение сложности разных препятствий может быть прямо противоположным.
  • Катамараны и особенно плоты причаливают к берегу с большим трудом, но они нуждаются в подробном просмотре меньше, чем каяки. С другой стороны, для них бывает необходимо просмотреть некоторые препятствия, например, сложные прижимы, прохождение которых для каякера достаточно очевидно с наплыва. Наиболее же подробно описываются, как правило, именно те препятствия, которые данная группа просматривала; из-за этого при чтении описания может сложиться искаженное представление о реке в целом.
  • Катамараны и плоты мало восприимчивы к развитой вертикальной турбулентности. Спиральные течения для них либо несущественны, либо заранее считаются непреодолимыми. (Тогда экипаж даже не пытается удержать судно у берега и сразу отдается во власть основной струи). Воронки и поганки вовсе не удостаиваются их внимания и, соответственно, не попадают в описания. Для каякера же эти структуры весьма сложны и опасны.

Конечно, это далеко не полный перечень тех различий, с которыми вы можете столкнуться при чтении описаний. Поэтому разумно было бы относиться к этим описаниям лишь как к самой общей информации о реке. Чтобы выбрать для себя достойный маршрут, вы должны полагаться на критическое отношение ко всему написанному, здравый смысл и рекомендации тех, кто может взглянуть на данный маршрут с вашей или близкой к вашей точки зрения.

Если в отчете встречаются числовые характеристики препятствий (особенно вертикальные размеры — такие, как высота валов или сливов), то необходимо умножить их на поправочный коэффициент, зависящий от впечатлительности автора и назначения отчета. Только тогда они будут более или менее соответствовать действительности. Как показывает практика, для большинства отчетов этот коэффициент составляет примерно 0,7. Для отчетов же, написанных для Чемпионата СССР по Рассказам о Водном Туризме (или аналогичных чемпионатов России, Москвы и т.д.), следует применять коэффициент не выше 0,5.

На мой взгляд, наиболее содержательная и достоверная часть туристского отчета — это фотографии. Внимательно анализируя их, сопоставляя с описаниями, выбирая возможную линию движения, места причаливания и точки страховки, можно составить достаточно правдоподобное представление о реке.