Анализ финансового состояния организации.

Финансовые ресурсы организации и аналитические финансовые документы. Модель финансовых ресурсов организации, состав активов и пассивов. Цели и методы анализа финансовой деятельности. Показатели ликвидности, деловой активности (оборачиваемости), рентабельности, финансовой устойчивости (структуры капитала). Общая характеристика финансового положения организации и меры по его улучшению

Финансовые ресурсы – актив и пассив баланса.

Виды анализа:

экспресс-анализ (за 1-2 дня общее представление о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности)‏

комплексный финансовый анализ (за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании)

финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (комплексная оценка всех аспектов - производства, финансов, снабжения, маркетинга, менеджмента, персонала и др.)

ориентированный финансовый анализ (решение приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности)

регулярный финансовый анализ (постановка эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, специальным образом обработанных результатов)‏

Методы анализа финансового состояния

-чтение отчетности - изучение абсолютных показателей

-горизонтальный анализ- изменения различных статей отчетности

-вертикальный анализ - выявление удельного веса отдельных статей

-трендовый анализ

-финансовые коэффициенты -описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности, выявляют тенденции и закономерности в развитии финансового состояния

Производится расчет соответствующего показателя и сравнение его с базой:

• общепринятыми стандартными параметрами;

• средне - отраслевыми показателями,

• аналогичными показателями предшествующих периодов

• показателями конкурирующих предприятий («Дан энд Бред стрит», etc.)

«+» простота расчетов, наглядность и элиминирование инфляции

«-» не учитывают специфику предприятия и различия в методах БУ, качества составляющих компонентов, статичный характер (в момент времени)

1. Анализ ликвидности

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способ­ность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них являются следующие.

1. Коэффициент общей ликвидности рассчитывается как частное от деления оборотных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обяза­тельств в течение определенного периода. Коэффици­ент должен находиться в пределах от 1 до 3 и при его анализе особое внимание обращается на его динамику.

2. Коэффициент срочной ликвидности явля­ется частным показателем коэффициента текущей ликвидности и раскрывает отношение наиболее ликвидной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженнос­ти) к краткосрочным обязательствам. Для расчета коэффициента срочной ликвидности может применяться также другая формула расчета, согласно которой числитель равен разнице между оборот­ными средствами (без учета расходов будущих периодов) и материально-производственными запасами. Его оптимальное значение составляет 0,7 – 0,8.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее надежной оценкой ликвидности по показателю денежных средств и рассчитывается как частное от деления денежных средств на краткосрочные обязательства Его оптимальный уровень считается равным 0,2 – 0,25.

4. Чистый оборотный капитал рассчитывается как разность между оборотными активами предприятия и его крат­косрочными обязательствами и имеет большое значение в анализе ликвидности.

Чистый оборотный капитал необхо­дим для поддержания финансовой устойчивости предприятия, по­скольку превышение оборотных средств над краткосрочными обя­зательствами означает, что предприятие не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Его наличие придает большую финансовую независимость компании в условиях замедления оборачиваемости оборотных активов и служит для инвесторов и кредиторов положи­тельным индикатором к вложению средств в компанию. Оптимальная сумма зависит от особенностей деятельности.

2. Анализ деловой активности

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализиро­вать, насколько эффективно предприятие использует свои средст­ва и к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств (скорость превращения их в денежную фор­му) оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.

Для финансового анализа используются следующие показатели.

1. Коэффициент оборачиваемости активов (или коэффициент трансформации) рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции ко всему итогу актива баланса и харак­теризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. Коэффициент показы­вает, сколько раз за отчетный период совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответст­вующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной продукции принесла каждая денежная единица ак­тивов. Этот коэффициент варьируется в зависимости от отрасли, отражая особенности производственного процесса.

2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается по­средством деления выручки от реализации продукции на средне­годовую стоимость чистой дебиторской задолженности и показывает сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода. Этот показатель полезно сравнивать с коэффициентом оборачива­емости кредиторской задолженности, что позволяет со­поставить условия коммерческого кредитования, которыми пред­приятие пользуется у других компаний, с теми условиями креди­тования, которые предприятие предоставляет другим предприятиям.

3. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализо­ванной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности и показывает, сколько оборо­тов требуется компании для оплаты выставленных ей счетов.

Коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно также рассчитать в днях. Для этого необхо­димо количество дней в году (360 или 365) разделить на рассмот­ренные показатели. Это позволит узнать, сколько в среднем дней требуется для оплаты соответственно дебиторской либо кре­диторской задолженности.

4. Коэффициент оборачиваемости материально-производственных за­пасов рассчитывает­ся как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производственных запа­сов и отражает скорость реализации этих запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 360 или 365 дней разделить на частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость материально-производствен­ных запасов, что позволит узнать, сколько дней требуется для про­дажи (без оплаты) материально-производственных запасов. В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки ма­териально-производственных запасов, особенно при сравнении де­ятельности данного предприятия с конкурентами

5. Длительность операционного цикла рассчитывается как сумма оборачиваемости дебиторской задолженности в днях и оборачиваемости материально-производственных запасов в днях и показывает, сколько дней в среднем требуется для произ­водства, продажи и оплаты продукции предприятия, иначе гово­ря, в течение какого периода денежные средства связаны в мате­риально-производственных запасах.

 

3. Анализ рентабельности

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько при­быльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитыва­ются как отношение полученной прибыли к затраченным средст­вам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализо­ванной продукции.

Наиболее часто используемыми показателями в контексте финансового анализа являются следующие.

1.Коэффициент рентабельности всех активов предприятия (рента­бельность активов) рассчитывается делением чистой прибыли на среднегодовую стоимость активов предприятия и показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств.

Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предпри­ятия, который определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предпри­ятия со среднеотраслевым коэффициентом.

2.Коэффициент рентабельности реализации (рентабельность реа­лизации) рассчитывается посредством деления прибыли на объем реализованной продукции. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации и из расчета по чистой прибыли.

Рентабельность реа­лизации по валовой прибыли отражает изменения в политике ценообра­зования и способность предприятия контролировать себестои­мость реализованной продукции, то есть ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности и выплаты налогов. Наиболее значимым в этой час­ти финансового анализа признается рентабельность реализованной продукции, которая определяется как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продук­ции и показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесла каждая денежная единица реализованной продукции.

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала (рентабельность собственного капитала) рассчитывается отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала, позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохо­да от вложения этих средств в другие ценные бумаги. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками компании.

Кроме того, для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рента­бельности полезно сопоставить эти показатели между собой. Например, сравнить рентабельность всех активов с рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли. Разни­ца между этими показателями обусловлена привлечением компа­нией внешних источников финансирования. Положительной оценки в этом случае будет заслуживать такая ситуация, при ко­торой компания посредством привлечения заемных средств полу­чает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал.

 

4. Анализ финансовой устойчивости

Показатели структуры капитала (финансовой устойчивости) характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию и отражают способность предприятия по­гашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы называются также коэффициентами платежеспособности.

1. Коэффициент собственности рассчитывается как отношение собственного капитала к итогу баланса и характеризует долю собственного капитала в структуре капитала компании и соот­ношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне 60 процентов (невысокой доле заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами), так как кредиторы отдают предпочтение стабильной финансовой структуре средств, что является защитой от потерь в периоды спада деловой ак­тивности и гарантией получения кредитов.

2. Коэффициент заемного капитала является обратным коэффициенту собственности и отражает долю заемного капитала в источниках финан­сирования.

3. Коэффициент финансовой зависимости рассчитывается как отношение заемного капитала к собственному капиталу и характеризует зависи­мость фирмы от внешних займов. Коэффициент финансовой зависимости в усло­виях рыночной экономики не должен превышать единицу. Высо­кая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение предприятия в случае замедления темпов реализации и может привести к затруднениям с получением новых кредитов. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении предприятием вопроса о выборе источников финансирования.

4. Коэффициент защищенности кредиторов (или покрытия процента) рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли, расходов по вы­плате процентов и налога на прибыль к расходам по выплате процентов и характеризует степень защищенности кредиторов от невы­платы процентов за предоставленный кредит. Коэффициент защищенности кредиторов показывает, сколько раз в течение отчетного периода компания за­работала средства для выплаты процентов по займам и отражает также допустимый уровень снижения прибыли, используемой для выплаты процентов.

 

5. Анализ рыночной активности предприятия

Коэффициенты рыночной активности включают в себя различ­ные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются следующие.

1. Прибыль на одну акцию рассчитывается делением суммы чистой прибыли на общее число обыкновенных акций в обращении и показывает, какая доля чистой прибыли приходится на одну обыкновенную акцию в обращении. Акции в обращении определяются как разница между общим числом выпущенных обычных акций и собственными акциями в портфеле.

2. Коэффициент цена – прибыль (в международной практике price-earnings ratio) рассчитывается как соотношение рыночной стоимости акции и прибыли на одну акцию и показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Коэффициент отражает отношения между компанией и ее акционерами и особенно важен для инвесторов, рассматриваю­щих долгосрочный аспект инвестирования.

3. Балансовая стоимость одной акции рассчитывается как отношение стоимости акционерного капитала (за вычетом стоимости привилегированных акций) к числу обыкновенных акции в обращении и показывает стоимость чистых активов предприятия (собственного капитала), которая при­ходится на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета.

4. Текущая доходность акции (фактическая норма дивиденда) рассчитывается как отношение дивиденда, приходящегося на одну акцию, к рыночной стоимости одной акции и показывает величину ди­видендов, которые получит владелец акции.

5. Совокупная доходность акции с учетом кур­совой разницы, которую владелец акции может получить при про­даже акции, определяется как отношение суммы выплаченных дивидендов на одну акцию, полученного в течение периода владения акцией и разницы (прибыли или убытка) меж­ду ценой покупки акции и ценой ее продажи, к цене покупки акции.

6. Доля выплачиваемых дивидендов рассчитывается как отношение суммы выплаченных дивидендов к чистой прибыли и показывает, какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов. Он может варьироваться от 0 до 0,9 и не должен превышать единицу. Если это условие соблюдается, то делают вывод, что компания в отчетном году заработала достаточно прибыли для выплаты диви­дендов.

На основе рассчитанных данных можи и прибыли на одну акцию и показывает, сколько денежных единиц согласны заплатить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Коэффициент отражает отношения между компанией и ее акционерами и особенно важен для инвесторов, рассматриваю­щих долгосрочный аспект инвестирования.

3. Балансовая стоимость одной акции рассчитывается как отношение стоимости акционерного капитала (за вычетом стоимости привилегированных акций) к числу обыкновенных акции в обращении и показывает стоимость чистых активов предприятия (собственного капитала), которая при­ходится на одну обыкновенную акцию в соответствии с данными бухгалтерского учета.

4. Текущая доходность акции (фактическая норма дивиденда) рассчитывается как отношение дивиденда, приходящегося на одну акцию, к рыночной стоимости одной акции и показывает величину ди­видендов, которые получит владелец акции.

5. Совокупная доходность акции с учетом кур­совой разницы, которую владелец акции может получить при про­даже акции, определяется как отношение суммы выплаченных дивидендов на одну акцию, полученного в течение периода владения акцией и разницы (прибыли или убытка) меж­ду ценой покупки акции и ценой ее продажи, к цене покупки акции.

6. Доля выплачиваемых дивидендов рассчитывается как отношение суммы выплаченных дивидендов к чистой прибыли и показывает, какая часть чистой прибыли была израсходована на выплату дивидендов. Он может варьироваться от 0 до 0,9 и не должен превышать единицу. Если это условие соблюдается, то делают вывод, что компания в отчетном году заработала достаточно прибыли для выплаты диви­дендов.

На основе рассчитанных данных можно вывести комплексный показатель привлекательности предприятия и отнести предприятия к одной из четырех групп:

Первая группа - На конец анализируемого периода предприятие имеет высокую рентабельность и оно финансово устойчиво. Платежеспособность предприятия не вызывает сомнений. Качество финансового и производственного менеджмента высокое. Предприятие имеет отличные шансы для дальнейшего развития.

Вторая группа - На конец анализируемого периода предприятие имеет удовлетворительный уровень рентабельности. Его платежеспособность и финансовая устойчивость находятся, в целом, на приемлемом уровне, хотя отдельные показатели находятся ниже рекомендуемых значений. Однако данное предприятие не достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности. Работа с предприятием требует взвешенного подхода.

Третья группа - На конец анализируемого периода предприятие финансово не устойчиво, оно имеет низкую рентабельность для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне. Как правило, такое предприятие имеет просроченную задолженность. Оно находится на грани потери финансовой устойчивости. Для выведения предприятия из кризиса следует предпринять значительные изменения в его финансово-хозяйственной деятельности. Инвестиции в предприятие связаны с повышенным риском.

Четвертая группа - На конец анализируемого периода предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, оно не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. Финансовая устойчивость предприятия практически полностью утеряна. Значение показателя рентабельность собственного капитала не позволяет надеяться на улучшение. Степень кризиса предприятия столь глубока, что вероятность улучшения даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности невысока.