Опыт 1. Изучение влияния токсичных веществ на организм человека и способов защиты от них
Выполнение опыта
Изучите содержание табл. 3.
Таблица 3
Основные загрязнители окружающей среды
Название | Источники | Последствия воздействия на организм | Рекомендации по защите |
Свинец | Получение свинца из руд; выхлопы автотранспорта; дым сигарет; припои; пло-ды, выращенные вблизи дорог; автомо-бильные аккумулято-ры; масляные краски на свинцовой основе | Замещение кальция в костной ткани; нарушение роста и развития детей; синтеза гемоглобина и витамина D; повышенная возбудимость; психические заболевания; ослабление иммунитета; поражение почек, печени. | Витамины группы В, витамин С, витамин D, кальций, магний, цинк, различные сорта капусты, яблоки, свекла. |
Кадмий | Промышленное загрязнение воздуха и почвы, металлургия, удобрения, дым сигарет, дым из печных труб. | Подавление антител, замещение цинка в ферментах, сердечные заболевания, гипертония, нарушение метаболизма кальция, потеря цинка организмом, поражение почек. | Витамин С, кальций, цинк, селен, пищевые волокна, различные сорта капусты. |
Ртуть | Химические удобрения, пестициды, промышленные отходы, люминесцентные лампы, взрывчатые вещества, фотопленки, водоэмульсионные краски, пластмассы, загрязненные рыбы | Аллергические реакции, нарушение мозговой деятельности, ухудшение зрения, катаракта, слепота, ослабление иммунной системы, депрессивные состояния, воздействие на развитие плода (врожденные уродства), поражение почек. | Пищевые волокна, различные сорта капусты, селен, сбалансированное питание |
Продолжение таблицы 3 | |||
Алюминий | Банки из алюминия, кухонная посуда, алюминиевая фольга, аспирин, некоторые сорта сыра, чай. | Изменения в клетках мозга и нервной системы, повышение возбудимости у детей, слабоумие, головные боли, нарушение функций щитовидной и паращитовидной желез. | Использование стеклянной и эмалированной посуды, различные сорта капусты, пищевые волокна |
Летучие органичес- кие вещества | Растворители, дезинфицирующие и моющие средства, краски, клеи, консерванты древесины. | Хлорсодержащие углеводороды вызывают поражение нервной и сердечно-сосудистой систем, почек и печени, бесплодие, образование в организме диоксинов, вызывающих снижение иммунитета, появление уродств и мутаций | Отказ от использования источников опасных веществ, работа в хорошо проветриваемом помещении |
ДДТ и другие пестициды | Все виды пестицидов | Заболевания печени и почек, бесплодие, появление мутаций, врожденных дефектов у детей, раковые заболевания. | Использование фильтров для очистки воды, отказ от применения пестицидов в сельском хозяйстве. |
Формаль-дегид | Древесностружечные плиты (ДСП), клеи, ковровые покрытия. | Заболевания органов дыхания, головокружение, онкологические заболевания. | Выращивание комнатных растений, поглощающих формальдегид. |
Угарный газ, диоксид углерода, диоксид азота, диоксид серы, озон. | Сжигание топлива и мусора, сигаретный дым, газовые плиты, выхлопные газы автомобилей. | Заболевания органов дыхания, головные боли, ослабление иммунитета. Угарный газ в 210 раз быстрее, чем кислород связывается с железом гемоглобина крови, в результате – кислородное голодание и анемия. | Отказ от курения, вентиляция помещения, контроль за работой автотранспорта. |
Асбест | Строительные материалы, теплоизоляция. | Аллергия, заболевания органов дыхания, онкологические заболевания (отсроченный эффект через 10-30 лет). | Покрытие асбестсодержа-щих материалов специальными пленками. |
Запись результатов опыта
Начертите схему, изображающую перераспределение веществ-загрязнителей между компонентами окружающей среды:
Наиболее мощные и значимые потоки загрязнителей выделите жирными стрелками. Покажите пути попадания токсичных веществ в организм человека, обозначив их пунктирными стрелками.
В выводе укажите возможные пути попадания загрязнителей в организм человека и меры предосторожности. Назовите непосредственные и косвенные объекты загрязнения окружающей среды. Дайте ответы на 3-й и 6-й вопросы для самоконтроля знаний.