Основной принцип бюджетного финансирования учреждений социально-культурной сферы программно-целевое финансирование.

Методы государственного финансирования социокультурных учреждений:

ПРЯМОЕ (полное или частичное) бюджетное финансирование социокультурных учреждений, конкретных проектов и программ

КОСВЕННОЕ финансирование – в виде налоговых льгот, предоставляемых социокультурным учреждениям, а также предприятиям, осуществляющим благотворительную помощь

– другие формы субсидирования в виде выделяемых грантов, премий, компенсаций и пр.

Бюджетное финансирование социально-культурной сферы отличается своей многоуровневостью, традиционно находящейся под контролем или на обеспечении муниципальных органов.

В последние годы субъекты местного самоуправления совершили переход к новой инвестиционной политике финансирования. Ее суть состоит в том, что финансирование производится НЕ по факту существования социально-культурного учреждения, а по содержанию его деятельности, его вкладу в организацию оптимального жизнеустройства региона (города, района) с учетом перспектив его развития

Уровни бюджетного финансирования муниципальных социально-культурных учреждений:

НОРМАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ предполагает финансовое обеспечение требуемого состояния материальной базы (содержания зданий и помещений, работоспособного состояния инженерных систем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.)

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ предполагает финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям региона (города, района)

СОЦИАЛЬНЫЙ (или КОМПЕНСАЦИОННЫЙ) уровень предусматривает финансирование социокультурных объектов (театров, библиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и программам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной стабильности и существующих культурных традиций

Заказчиком социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных средств выступают местные органы власти, в частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций, участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ.

 

Собственные источники финансирования социокультурных учреждений:

Важным источником финансирования расходов на содержание и организацию предметной деятельности для образовательных учреждений стала возможность проведения предпринимательской деятельности. Законодательством РФ допускаются такие виды предпринимательской деятельности, как:

- реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения для целей, не связанных с образовательной деятельностью;

- торговля покупными товарами и оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций;

- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

- осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

В результате самостоятельной деятельности учреждений СКС, рассчитанной на удовлетворение духовных запросов населения, выявляется и другой важный источник для покрытия расходов в социокультурной сфере в виде денег потребителей образовательных услуг, которыми они расплачиваются за предоставляемые им услуги.

Платные услуги –услуги, оплату за которые вносит потребитель, компенсируя частично или полностью расходы, которые несет социально-культурное учреждение.

Расширение сферы платных услуг учреждениями культуры имеет своей целью наиболее полное удовлетворение интересов и увлечений, формирование и развитие творческих, технических, физических, организаторских способностей и дарований, воспитание высоких эстетических и моральных качеств, удовлетворение культурных и бытовых потребностей и запросов, организацию содержательного досуга.

Расширение платных услуг, оказываемых населению, имеет также своей целью укрепление материально-технической базы учреждений культуры, предоставление их руководителям возможности больше проявлять деловую, хозяйственную предприимчивость, находчивость и инициативу, более глубоко изучать интересы и запросы населения, постоянно искать новые формы и методы связей и работы с массами, т.е. быстрее решать вопросы перехода организационно-хозяйственного механизма учреждения культуры на рыночные отношения, улучшать качество работы во всех звеньях культурного и бытового обслуживания населения.

Коммерческая деятельность культурно-досуговых учреждений может осуществляться по нескольким направлениям:

1. Организация досуга населения (и оказание соответствующих платных услуг).

2. Производственная деятельность (создание ремонтно-строительных групп, ателье, мастерских, кооперативов, оказание информационных, рекламные и бытовых услуг населению, предприятиям и организациям).

3. Посредническая деятельность социально-культурных учреждений. Социально-культурные учреждения могут выступать в качестве посредника между заказчиком и исполнителем, оформляя отношения этих сторон юридически и обеспечивая их соответствующими организационными структурами (банк социальных инициатив; центр инновационных методов и др.) и специфическими социокультурными технологиями (организация праздничных вечеров и программ по заказу различных организаций, проведение аукционов, презентаций, конференций, участие в предвыборных кампаниях и др.).

Разрабатывая коммерческий проект, предварительно необходимо решить, как минимум, следующие задачи:

— определить категорию потребителя услуги (состав социальной группы, ее интересы, проблемы, материальные возможности и др.);

— обеспечить соответствующее качество услуги (или товара), ее «содержание», предусмотрев при этом соответствующую «упаковку», подчеркивающую ее новизну, оригинальность;

— обосновать стоимость услуги с учетом минимального дохода.

— изучить возможные источники финансирования (не только население, но и коммерческие структуры, общественные организации и т.д.).

Некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доходи прибыль.

Доход – результат производственно-хозяйственной деятельности социально-культурного учреждения, получаемый как разница между стоимостью реализованной продукции, товаров и услуг и произведенными издержками.

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

return false">ссылка скрыта

Прибыль – превышение в денежном выражении доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг.

Доход некоммерческих организаций облагается налогом, не превышающим размеры налогов государственного предприятия.

Но, как только в бухгалтерском отчете данной некоммерческой организации в налоговые органы появится некая сумма средств в графе "прибыль", к ней немедленно будут предъявлены налоговые санкции, применяемые к коммерческим структурам, и санкции, запрещающие осуществление коммерческой деятельности некоммерческой организацией.

При осуществлении этих видов деятельности учреждение СКС в зависимости от способа распоряжения полученным доходом либо подпадает под действие законодательства РФ о предпринимательской деятельности и облагается налогом, либо избегает налогообложения при условии вложения полученных средств на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.