Исторический обзор философского понимания общества.

 

Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно столько, сколько философских существует философских школ, направлений и взглядов. Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех возможных точек зрения. Рассмотрим основные.

Период истории, философская эпоха Авторы основных концепций Понимание «общества»
Античность Платон (идея справедливости), Аристотель (справедливость – сочетание добродетелей человека) рассматривали общество как воплощение идеи справедливости и необходимости построения именно такого общества, как совокупность людей, стремящихся жить по законам справедливости  
Средние века Августин различает «град небесный» и «град земной» (человеческое общество). Все в граде земном, что противоречит граду небесному, но стремиться соответствовать небесному граду
Новое время Дж.Локк,Ж.-Ж. Руссо К. Маркс концепциям равноправия членов общества и общественного договора задачей которого является самосохранение человека, иначе люди перебьют друг друга, как суверенитет народа, признак человека разумного. Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности
20 век Макса Вебера, Парсонс, Сорокин Э. Гуссерль М. Фуко Дж. Остин - всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование системы социальных действий людей, смысл которых в выработке ценностей - Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания - свободный практический и творческий выбор - коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, установленным в хорошо организованной дискуссии - жизнь людей согласно их речевым актам
Новое время и Современная Россия B.C. Соловьева Н.А. Бердяев В православии настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (соборность) «Сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего общественного мира...». - Первичность общества по отношению к личности Бердяев решительно отвергает. В центре всего помещается личность. «Центр нравственной жизни в личности, а не в общностях, — пишет он. — Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд»