Исторический обзор философского понимания общества.
Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно столько, сколько философских существует философских школ, направлений и взглядов. Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех возможных точек зрения. Рассмотрим основные.
Период истории, философская эпоха | Авторы основных концепций | Понимание «общества» |
Античность | Платон (идея справедливости), Аристотель (справедливость – сочетание добродетелей человека) | рассматривали общество как воплощение идеи справедливости и необходимости построения именно такого общества, как совокупность людей, стремящихся жить по законам справедливости |
Средние века | Августин | различает «град небесный» и «град земной» (человеческое общество). Все в граде земном, что противоречит граду небесному, но стремиться соответствовать небесному граду |
Новое время | Дж.Локк,Ж.-Ж. Руссо К. Маркс | концепциям равноправия членов общества и общественного договора задачей которого является самосохранение человека, иначе люди перебьют друг друга, как суверенитет народа, признак человека разумного. Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности |
20 век | Макса Вебера, Парсонс, Сорокин Э. Гуссерль М. Фуко Дж. Остин | - всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование системы социальных действий людей, смысл которых в выработке ценностей - Жизненный мир, более или менее удачно построенный в соответствии с феноменологией сознания - свободный практический и творческий выбор - коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, установленным в хорошо организованной дискуссии - жизнь людей согласно их речевым актам |
Новое время и Современная Россия | B.C. Соловьева Н.А. Бердяев | В православии настаивают на особо тесном единстве народа со Всевышним (соборность) «Сила, долженствующая дать человеческому развитию его безусловное содержание, может быть только откровением высшего общественного мира...». - Первичность общества по отношению к личности Бердяев решительно отвергает. В центре всего помещается личность. «Центр нравственной жизни в личности, а не в общностях, — пишет он. — Личность есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы, и она, в сущности, не входит в этот ряд» |