И реакция на них организма студентов

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов. К объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, отдых. К субъективным факторам следует отнести знания, работоспособность, устойчивость, утомляемость, способность адаптироваться к социальным условиям в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 ч. в неделю (включая самоподготовку), т.е. ежедневная нагрузка равна 8-9 ч. В возрасте 17-25 лет происходит становление целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорное мышление). Фактор учения, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта студентов. Однако ход восстановительных процессов у многих студентов происходит неполноценно по причине недостаточного сна, неполноценного питания, пребывания на свежем воздухе. При этом процессы адаптации протекают на нескольких уровнях:

· приспособление к новой системе обучения;

· социально-психологический уровень;

· ориентация на профессиональную деятельность.

Сложным периодом дня студентов является экзаменационная сессия – один из вариантов стрессовой ситуации, который протекает в условиях дефицита времени. Совокупность объективных и субъективных факторов создают степень риска для организма студентов и предрасположенность к различным заболеваниям.

К факторам риска следует отнести:

· социальные перемены;

· большая загруженность информационным материалом;

· нервное и умственное переутомление;

· артериальная гипертензия (повышение кровяного давления).

Суммарное явление нескольких фактором риска приводит организм к перенапряжению и переутомлению и они являются ведущими.

 

4.2 Изменение состояния организма студентов

под влиянием режимов и условий нахождения организма

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на ЦНС, ее высший отдел – головной мозг. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительные замедления. Все эти изменения часто более выражено проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений. В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Утомлению сопутствует субъективное чувство усталости. Усталость – психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. При утомлении деятельность органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает, снижается сила памяти. Основной фактор утомления – сама учебная деятельность. Кроме этого значительную роль играют заболевания (хронические).