Принципы обучения иностранным языкам. Специфические принципы, используемые в методике обучения иностранным языкам.

В философии принцип трактуется какпервоначало, наиболее общее положение, руководящая идея, основное правило поведения. В педагогике и дидактике под принципом подразумеваются такие нормы практического поведения, соблюдение которых позволяет педагогу достичь запланированных целей обучения и воспитания.

Ю.К. Бабанский выделяет следующие общедидактические принципы:

1. направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых;

2. научность обучения;

3. связи обучения с жизнью;

4. систематичности и последовательности в обучении;

5. доступности;

6. сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли преподавателя;

7. наглядности обучения;

8. сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания;

9. сочетания различных форм организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения;

10. создание необходимых условий для обучения;

11. прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Общеметодические:

Методические принципы академика И.Л. Бим.

В системе обучения немецкому языку (80-х г.) в средней школе предусматривалось 5 исходных методических принципов:

1. коммуникативной направленности обучения;

2. взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности;

3. дифференцированного подхода в их формированию;

4. структурно-функционального подхода к организации материала и использованию методов моделирования на разных уровнях языка и речи;

5. всемерного стимулирования речемыслительной активности учащихся.

 

Принцип коммуникативности – овладение учащимися ИЯ как средством общения, все приемы, связанные с введением, закреплением, контролем материала должны быть приближены к реальным ситуациям общения.
Принцип учета влияния родного языка – использование родного языка при изучении иностранного, особенно на младших этапах. Интерференция и перенос.
Принцип ведущей роли упражнения – объяснение материала завершается упражнениями.
Принцип дифференциации и интеграции обучения ИЯ – для каждого вида речевой деятельности характерен свой набор действий. Устная речь (ауд-е, говорение), письменная (чтение и письмо), говорение – монологическая и диалогическая речь, подготовленая-неподготовленная речь. Чтение – вслух и про себя, письмо – обучение графике и орфографии. Интеграция – аспекты языка изучаются не изолированно.
Частнометодические принципы: принцип обучения на основе моделей, принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности (анализаторы, психол. процессы), принцип устного опережения, принцип аппроксимации (при условии беглости и фонематичности).