Методическое обеспечение социально-культурной деятельности: понятие, механизм, функции
Вопросы к государственному экзамену по учебной дисциплине «Методическое обеспечение
Социально-культурной деятельности»
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности: понятие, механизм, функции
Методическое обеспечение –это деятельность, направленная на совершенствование методики, применяемой в практике социокультурных организаций.
Цель методического обеспечения:повышения эффективности социально-культурной деятельности, совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях.
Задачи методического обеспечения:
- информационное обслуживание специалистов организаций социокультурной сферы (своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики);
- внедрение передовых методик в социально-культурную деятельность;
- повышение квалификации и переподготовка специалистов социокультурной сферы.
Механизм методического обеспечениязаключается в обеспечении постоянной информационной связи как по «вертикали», т.е. между теорией и практикой социально-культурной деятельности, так и по «горизонтали» - на уровне практики.
Субъектом методического обеспечения является методист – интегрирующий носитель методических идей, создатель методических знаний и рекомендаций. Воздействие методиста на аудиторию социально-культурной деятельности опосредованно через практиков-специалистов.
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности – это сложный, неравномерно развивающийся, творческий процесс, который обусловлен:
· степенью профессионального мастерства специалистов социально-культурной сферы (коллектива в целом и каждого в отдельности);
· материально-финансовой базой, техническим оснащением учреждения;
· аудиторной спецификой;
· региональными особенностями.
Функции методического обеспечения социально-культурной деятельности: общие и специфические.
Общие функции, характеризуют методическое обеспечение как разновидность управленческого процесса:
· целеполагание;
· прогнозирование;
· планирование;
· организация;
· учет, контроль и регулирование.
Специфические функции, присущие собственно методическому обеспечению:
· Познавательная функция связанна со сбором, обработкой и анализом информации об опыте социально-культурной деятельности, а также запросах и потребностях специалистов в методическом обеспечении.
· Конструктивная функция связанна с разработкой программ совершенствования социально-культурной деятельности на основе создания, конструирования тех или иных методик или их элементов.
· Функция внедрения реализуется между субъектом (методистом) и объектом (специалистом социокультурной сферы) методической деятельности, между наукой и практикой. Осуществляется эта функция в двух направлениях:
Ø с помощью разного рода методических документов, т.е. опосредованного воздействия на специалистов;
Ø в процессе непосредственных контактов со специалистами с использованием методов разъяснения, показа, наблюдения, оценки, исправления, корректировки, поправки и пр.
Функция внедрения включает в себя две подфункции:
§ Информационно-методическое обслуживание осуществляется на двух этапах. На первом выступают специалисты социально-культурной сферы. Их профессиональные запросы и квалификационный уровень определяют отбор содержания и форм социально-культурной деятельности. На этом этапе важно установить непосредственные взаимоотношения методических органов, методистов со специалистами на местах. Исследование и учет профессиональных запросов специалистов социокультурной сферы служит сближению субъекта и объекта методического обеспечения. Кроме этого важно развитие и формирование запросов и потребностей в необходимости совершенствования методик. На втором этапе задачи информационно-методического обслуживания состоят в переходе от удовлетворения запросов специалистов к удовлетворению потребностей потребителей социокультурных услуг.
§ Стимулирование. Важно создавать такие отношения между методическими органами и специалистами социально-культурной сферы, при которых последние были бы заинтересованы во внедрении нового.