ЛЕКЦИЯ 6. Онтология и гносеология

 

1. Понятие бытия. Виды бытия

2. Материя

3. Движение, пространство и время

4. Детерминационные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность

5. Сознание

6. Природа познания. Субъект и объект познания. Виды и ступени познания

7. Проблема истины. Истина и заблуждение. Критерии истины

 

 

1. Понятие бытия. Виды бытия

Философское учение о бытии – онтология.

Онтология отвечает на ключевые для человека вопросы:

- что такое мир

- он неизменный или находится в состоянии перманентного развития и обновления

- если развивается, то существуют ли объективные закономерности такого развития, его общий смысл и цели

- является ли мировое бытие закономерно упорядоченным и целостным или же оно представляет собой хаос

- возник мир естественным путем или представляет собой акт божественного творения

- единственен ли наш мир или есть иные, отличные от нашего, миры, устроенные по другим законам

- есть ли онтологические основания человеческой свободы и творчества или же они - не более чем иллюзия нашего ограниченного разума.

 

Онтология в любом случае присутствует в любой философской системе.

 

Категория «бытие» - одна из самых сложных и абстрактных в философии.

У нее максимальный объем и минимальное содержание.

В категории «бытие» фиксируется факт существования чего-либо.

Бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности.

С ней диалектически связана категория «небытие».

 

Сущее – это предметный мир, вещественная данность бытия, а бытие – причина явленности сущего.

Сущее - совокупность окружающих вещей. Но в многообразии вещей обнаруживается то, что является общим для них. Такой признак заключается в том, что все они существуют. Это выражено в понятии бытия.

Бытие – чистое существование, благодаря причастности к которому существует всё сущее, само же оно самодостаточно, ни к чему не сводимо и ни из чего не выводимо.

 

В истории философии первый проблему бытия поставил Парменид, которая сказал, что бытие и мышление есть одно и то же. Еще одна его идея: «Бытие есть, а небытия вовсе нету».

 

Виды бытия:

1. бытие материального;

Объективно.

2. бытие духовного (идеального).

Субъективно.

 

Еще одна классификация (формы бытия):

1) бытие вещей, явлений и процессов:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов , произведенных человеком, «вторая» природа.

2) бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального:

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

 

 

Специфика человеческого бытия в том, что он существует как бы «в двух мирах», у него есть тело и есть психика (сознание). Он рефлексирует.

Рефлексия – это тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

Самоанализ.

 

 

2. Материя

Это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Сложное понятие, много раз менялось.

Историческое развитие представлений о материи:

1 этап. Материя понималась как вещь.

Наглядно-чувственное представление.

Поиски первоосновы всех существу­ющих явлений. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и др.).

Идея: за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэто­му задача состоит в том, чтобы обнаружить этот осно­вополагающий принцип, или начало, — arche, которое правит природой и составляет ее суть.

 

2 этап. Материя понималась как свойство.

Вещественно-субстратное представление.

Но­вое время, механика.

Суть представлений не изменилась: материя как вещество, атомистическое.

Оно расширилось: описали свойства материи, выявленные научным исследованием. Единство мира – в тех свойствах, которые у всего материального общие: масса, протяженность, непроницаемость и т.д.

Материя количественно определялась как масса. Масса стала определяющим признаком материи.

 

3 этап. Материя понималась как отношение.

Философско-гносеологическое.

Начало 20 века.

Открытия в физике, «материя исчезла» и т.д.

Материю стали определять как то, что воздействует на наши органы чувств, или как то, что существует независимо от сознания, то есть в отношении к человеку.

 

 

Как философия, так и физика предпочитают обходить это ставшее неопределенным и темным понятие, заменяя его другими – пространство-время, хаос, система и др.

 

Традиционно считалось, что есть два вида материи:

1. Вещество – это различные частицы и тела, которым присущи дискретность и масса покоя (элементарные частицы, атомы, молекулы).

2. Поле – это вид материи, который связывает частицы и тела между собой. Частицы поля не имеют массы покоя: свет не может покоиться. Поэтому поля непрерывно распределены в пространстве нашей Вселенной.

Но на уровне элементарных частиц все сложнее.

Корпускулярно-волновой дуализм и т.д.

 

Иногда добавляют антивещество, пытаются добавить информацию и т.д.

 

3. Движение, пространство и время

Описывая материю, в философии традиционно выделяют ее атрибуты (то есть такие свойства, которые характерны для материи в любом из ее проявлений). Иногда говорят об атрибутах бытия или формах бытия.

Это

- системность;

- движение;

- пространство;

- время.

Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов.

Структура – это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами.

Занимается синергетика.

 

Движение – это любое изменение. Мир не может существовать вне движения. Бытие и есть движение.

Можно говорить о двух типах движения:

1) движение при сохранении качества предмета.

2) движение, ведущее к изменению качественного состояния предмета.

Процессы, связанные с преобразованием качества, с возникновением новых качеств, которые как бы развёртывают потенциальные состояния, скрытые в предметах, характеризуются как развитие.

 

Пространство есть форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Пространство выражает порядок сосуществования отдельных объектов.

 

Время — форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Время выражает порядок смены явлений.

 

 

Свойства пространства:

- однородность;

Нет выделенных точек.

- изотропность;

Нет выделенных направлений.

Связаны с законами сохранения.

- трехмерность.

Сейчас под вопросом (теория струн и проч.).

 

Свойства времени:

- длительность;

- необратимость;

- одномерность;

- однородность.

 

Концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная концепция рассматривают пространство и время как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов.

Это вместилища, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы.

Пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов.

Ньютон

2) реляционная концепция пространства и времени.

Пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.

Лейбниц, Эйнштейн.

 

4. Детерминационные связи бытия: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность

 

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений.

В первую очередь – о причинной взаимосвязи.

Причинная связь (или причинно-следственная) – это генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

Главное – это порождающий характер причины по отношению к наступающему следствию и то, что причинно-следственные отношения реализуются в определенной пространственной и временной непрерывности, причина предшествует следствию.

Есть еще условия. Причина с необходимостью порождает следствие только при наличии определенных условий.

Условия - это совокупность многообразных факторов, от наличия которых зависит возникновение, существование и исчезновение вещей, но которых они сами по себе не продуцируют.

Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия.

Различие между причиной и условием относительно.

Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответствующем отношении есть следствие.

Причины событий отличают от поводов — процессов, способствующих их проявлению. Но понятие «повод» применимо только к человеку и обществу.

 

 

Концепция детерминизма связана с именами И.Ньютона, Г.Галлилея, П.Лапласа.

Лапласовский детерминизм, механистический:

1) сведение всего многообразия связей бытия (и, соответственно, форм детерминации) к причинно-следственным связям;

2) утверждение, что любое следствие порождается одной-единственной причиной, что получило название «монокаузализма»;

3) отрицание случайных явлений и связей в природе и отождествление случайности с тем, необходимой причины чего мы не знаем;

4) понимание свободы как познанной необходимости.

Или в науке:

1) природа существует и развивается в соответствии с внутренне ей присущими законами;

2) законы природы есть выражение необходимых (однозначных) связей между явлениями и процессами объективного мира;

3) цель науки – открытие, формулирование и обоснование этих законов.

 

«Демон» Лапласа: «Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее частей… обнял бы в одной формуле движения величайших тел Вселенной наравне с движением мельчайших атомов… и будущее… как и прошедшее, предстало бы перед его взором».

 

Индетерминизм (концепция, выражающее несогласие со всеми или хотя бы с одним из этих принципов) – это философское учение, которое полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения.

 

Квантовая механика. Принцип неопределенности (1927г., В.Гейзенберг).

Статистическое поведение микрообъектов и спор о нем:

1. есть объективно существующая неопределенность квантовой природы (Бор, Гейзенберг);

2. неполное знание наукой микрообъектов (Эйнштейн, де Бойль);

Эйнштейн: Я не верю, что Бог играет в кости.

Бор: Давайте не будем сюда вмешивать Бога.

3. исследуется не поведение частиц, а их ансамблей (Никольский, Блохинцев).

 

По сути, это вопрос о статусе случайности: она объективно существует или она есть то, причин чего мы просто не знаем в данный момент.

 

Необходимость – это филос. категория для обозначения однозначных связей между явлениями. То, что не может произойти иначе.

Случайность – это филос. категория для обозначения таких связей между явлениями, которые в одних условиях могут осуществиться, а в других — нет.

В науке используют понятие «стохастический» - вероятностный. Иногда как синоним «случайного», но это не совсем верно.

 

 

Современное понимание – диалектический детерминизм

Основные идеи:

1) Признание объективного характера случайных связей в природе и обществе, которые не могут быть противопоставлены необходимым связям, а образуют с ними неразрывное диалектическое единство. Хаос и неопределенность являются атрибутами самого бытия и выступают объективной онтологической основой человеческой индивидуации, свободы и творчества, хотя в них же коренятся возможности безмерности и произвола.

2) Понятие “детерминизм” шире понятия “причинности”, так как сюда включаются непричинные типы обусловливания.

 

Непричинное обусловливание:

1) функциональная связь;

(или корреляционная)

Нет отношений субстанциального порождения, а есть взаимная корреляция и взаимовлияние явлений или предметов.

Временная корреляция: день и ночь и т.д.

Пространственная корреляция: симметрия.

Самое наглядное воплощение - тип математической зависимости y = f (x).

Пример: белые кошки очень часто бывают глухими. Это корреляция. Связана с геном окраса, который одновременно вызывает деградацию улитки среднего уха.

 

2) системная или структурная;

(взаимосвязь между частью и целым в сложноорганизованных системах)

3) целевая.

В рамках общества и человеческой деятельности.

 

Но считается, что причинная детерминация лежит в основании формирования всех типов непричинной детерминации.

 

3) Разные формы детерминации имеют разное значение на разных уровнях мирового бытия.

Целевая детерминация важна для человека, функциональные и системные связи – на биологическом уровне и т.д.

4) Один и тот же тип связей проявляется по-разному в разных слоях мирового бытия. Характер его действия на каждом более высоком слое становится все более сложным и опосредствованным другими типами связей.

Так, на уровне общественных процессов системная детерминация не может быть оторвана от многочисленных функциональных зависимостей, определяющих взаимодействие элементов в системе, а также от причинных и ценностно-целевых детерминант.

5) Причинные связи, как главные в мировом бытии, носят нелинейный (ветвящийся и вероятностный) характер и, рассмотренные в единстве с другими формами детерминации, требуют нелинейной логики научного мышления, как современного варианта проявления диалектического мышления.

 

 

Действительность – это все то, что нас окружает, то что уже существует, актуальное бытие.

Возможность – это потенциальное бытие, нечто, еще не реализовавшееся, не сбывшееся. Это некоторая тенденция развития, которая может реализоваться, а может и не реализоваться.

Они взаимосвязаны.

 

 

5. Сознание

 

Одно из самых сложных понятий.

В разных науках по-разному определяется.

Общепринятого определения нет.

 

Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии (А.Г.Спиркин).

 

Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т.д.). (В.А.Лекторский)

 

Функционирование сознания обеспечивает человеку возможность:

- вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира,

- ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде,

- регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью,

- определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

 

Сознание идеально, не материально.

Сознание невозможно изучать «напрямую», только опосредованно.

Особая сложность – то, что нельзя быть внешним наблюдателем. Также, познавая себя, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде.

Сознание является субъективной реальностью.

Субъективная реальность – это осознаваемые психические состояния индивида, удостоверяющие для него факт его существования.

 

Важная характеристика – интенциональность (направленность на объект).

Ее описывал Э.Гуссерль.

 

Близкое понятие психика.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде.

 

Отражение — результат взаимодействия двух (и более) объектов (систем) мира, при котором один из них воспроизводит посредством своих особенностей (свойств) особенности (свойства) другого и наоборот.

 

Но понятие «сознание» уже понятия «психика».

Сознание формируется прижизненно, оно не врожденное свойство.

 

Еще одно близкое понятие - бессознательное

Бессознательное – это 1. совокупность психических процессов актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении которых отсутствует субъективный, сознательный контроль, и во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;

2. Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов.

Особая роль в изучении бессознательного принадлежит З.Фрейду.

 

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; сознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окружает. Возникновение самосознание связано с определенным уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности.

Самосознание может проявляться

как самопознание,

как самооценка,

как самоконтроль,

как самопринятие.

 

Образ Я (Я-концепция) - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

 

Сознание тесно связано с языком.

 

Язык – это 1. система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.

2. семиотическая (знаковая) система, хранящая и передающая информацию.

3. это система знаков, обладающих непосредственно либо во взаимной связи друг с другом значениями, отличными от самих этих знаков.

Речь – процесс функционирования языка.

 

Язык может быть:

1. средством выражения;

2. средством общения;

3. частью социальной организации и культуры;

4. неявным «образом мира».

 

Функции:

1) коммуникативная

2) познавательная (фиксация опыта, инструмент обобщающей деятельности мышления, «орудие мышления»)

3) передача опыта

4) объединение людей, установление отношений между ними

5) управление (через язык человек управляет собой и другими людьми)

6) творческая (языковое творчество, построение высказывания как творчество)

 

 

6. Природа познания. Субъект и объект познания. Виды и ступени познания

 

Гносеология – теория познания – раздел философии, в котором рассматривается природа и возможности знания, его границы и условия достоверности.

Близкое по значению – эпистемология (греч. episteme - знание, logos - учение). Принято в англоязычной л-ре, примерно синоним гносеологии.

Иногда фиксируют и разницу: гносеология как учение о познании (субъект-объект), а эпистемология как учение о знании (объект-знание).

 

Позиции в вопросе о возможности и границах познания:

- Скептицизм: отрицание возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего знания, признание того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное и ничуть не менее обоснованное.

- Агностицизм – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию (не отрицает возможность познания вообще, но считает, что оно никогда не выйдет за определенные рамки).

- Познавательный оптимизм: мир познаваем, границ познания нет.

 

Знание – 1. это адекватное и обоснованное убеждение.

2. это зафиксированные в познавательном образе субъекта существенные черты и закономерности познаваемого объекта. Можно сказать даже короче: знание есть результат совпадения субъекта и объекта.

 

Каковы источники нашего знания? Насколько они достойны доверия?

1. Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – учение, которое утверждает, что единственным источником наших знаний о мире и о самих себе является деятельность органов чувств.

Все остальные виды знания, в том числе рациональные, основаны на обобщении и анализе данных чувственного опыта.

Последовательно – Дж.Локк («Нет ничего в разуме…»).

Конец 18 – начало 19 вв. – критика.

Превращается в эмпиризм – теоретико-познавательная позиция, согласно которой источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

(эмпириокритицизм, неопозитивизм и др.)

 

2. Рационализм – это философское учение, которое объявляет разум единственным источником наших истинных знаний о бытии.

 

И.Кант – идея их неразрывности.

Сейчас считается, что эти два момента единой познавательной деятельности, их нельзя разрывать.

 

Ступени (уровни) познания:

I. Чувственное познание – с помощью органов чувств, непосредственное взаимодействие с внешним миром.

Формы:

1) Ощущение – это 1. отражение отдельных свойств предметов.

2. предполагаемое рядом философских и психологических концепций элементарное содержание, лежащее в основе чувственного знания внешнего мира, «кирпичик» для построения восприятия и иных форм чувственности.

 

Сложности использования понятия «ощущения»: не составлен «перечень» ощущений (можно выделять разные), вопрос об отношении ощущений к соответствующим качествам внешнего мира оказался трудным и приводящим к парадоксальным решениям (например, Дж.Локк про первичные и вторичные качества). В философии и психологии XX века возникли направления, поставившие под сомнение сам факт существования ощущений как некоторых самостоятельных сущностей. Т.е. восприятие не «собирается» из «кирпичиков»-ощущений, вероятнее всего.

 

2) Восприятие – это 1. целостное отражение объектов действительности.

2. процесс формирования - посредством активных действий - субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

Свойства восприятия:

1. Предметность – отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке сенсорной информации.

То есть, человек понимает, что то, что он видит/слышит и т.д. относится к внешнему миру, а не к его субъективной внутренней реальности.

2. Константность – это относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия таким образом, что изменение его фоновых характеристик не влияет на параметры признака воспринимаемой фигуры.

(Мы можем посмотреть на стол справа, слева, отойти на пять шагов и на два метра и т.д. – но при этом получаемый образ мало изменится, хотя рецепторы все изменения зафиксируют, мы все равно будем видеть тот же стол. Это же касается и других параметров, например, цвета.)

Константность сохраняется в определенных пределах, она не абсолютна.

3. Целостность - свойство восприятия, состоящее в том, что любой объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльная часть вещи). То есть, первичны не отдельные ощущения, а целостный образ.

 

То есть отдельные свойства предмета (цвет, запах и т.д.) мы ощущаем, а предмет в целом - воспринимаем.

 

3) Представление – это целостный образ предмета в отсутствии непосредственного контакта с ним.

Образы памяти и образы воображения.

 

 

II. Рациональное познание – с помощью разума, в процессе мышления.

 

1. Понятие - форма рационального познания, которая выделяет и обобщает в класс объекты через указание на их общие существенные отличительные признаки.

 

2. Суждение - форма рационального познания, в которой что-либо утвержда­ется или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.

Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.

3. Умозаключение – форма рационального познания, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам вывода получают заключение.

Видов умо­заключений много; их изучает логика.

 

Например: «Все металлы - вещества Литий-металл. Следовательно, литий – вещество».

 

Особое место в процессе познания занимает интуиция – 1. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

2. непосред­ственное усмотрение истины (лат. intuito - "пристально смотрю"), внезапное озарение, проникновение в суть без предварительных логи­ческих рассуждении.

 

Ин­туиция характеризуется:

1. "внезапностью" появления конеч­ного результата, неполной осознанностью процесса познания,

2. диалектическим единством сознательной и подсознательной сфер психика,

3. интуиция составляет внутренний момент как чувственного, так а рационального познания.

 

Интуиция имеет объективные и субъективные предпосылки. Наиболее существенными из них являются: накопленный опыт познавательной деятельности в той или иной области, наличие проблемной ситуации, которая стимулирует творческое мышление, развитая способность к творчеству, одарен­ность, талант субъекта познания и другие.

 

Виды познания:

1) Обыденное познание

Оно складывается на основе повседневного жиз­ненного опыта и общения людей. Знания носят неупорядоченный, разрозненный характер.

Оно складывается стихийно, чаще всего методом проб и ошибок.

Включает в себя здравый смысл, убеждения, предчувствия, верования и приметы, не­которые обобщения жизненного опыта, закрепленные в назиданиях, традициях, преданиях и др.

 

2) Художественное познание

Наиболее полно выражено в искусстве. Искусство, конечно, специально не решает познавательных задач, но в структуру любого художественного произведения в той или иной форме всегда входят определенные знания о мире, о разных людях, их чувствах и мыслях, о временя, в которое она живут, о странах а народах, о быте и нравах и т.д. Они выражаются посредс­твом художественных образов.

Художественный образ – это воплощение средствами искусства идеи художественного произведения в конкретной чувственной форме.

Эта форма познания отличается очень большой субъективностью, зависимостью от личности художника, писателя, музыканта, актера.

 

3) Религиозное познание основано на непосредственном эмоциональном отношении людей к природным и социальным силам и вере в сверхъестественное.

 

4) Научное познание

 

 

7. Проблема истины. Истина и заблуждение. Критерии истины

 

Истина

Цель познания в любой его форме - истина.

Подходы разные.

Онтологический: истина понимается как свойство самого бытия (например, Платон)

Гносеологический: истина есть свойство знания.

Ценностный: соединение гносеологического понимания с этическим: истина-правда.

 

 

Среди гносеологических:

1) Классическая (или корреспондентская) концепция

Истина – это соответствие знаний действительности.

Аристотель (первым дал такое определение)

Наиболее влиятельная.

Но сложности:

1. Мы никогда не имеем дело с действительность самой по себе, а всегда с ее чувственным или рационально структурированным образом.

Результаты восприятия зависят от сознания, теоретическая нагруженность фактов и т.д. – и где реальность?

2. Суждения логики и математики.

Они описывают объекты, которым иногда просто нечего поставить в соответствие в реальном мире.

3. Законы – как найти соответствие в действительности. Есть единичное, общее в реальности как обнаружить?

4. Ряд парадоксов, если объектом высказывания служит его собственное содержание.

Например, «парадокс лжеца».

 

2) Когерентная теория истины

Критерием истинности какого-либо знания является его согласованность (когеренция) с более общей системой знания, включающей его в себя.

Она существует в нескольких различных вариантах.

Однако отсутствия логических противоречий и взаимосвязанности суждений внутри какой-то теории еще недостаточно для признания ее истинной.

 

3) Прагматистская концепция

Знание истинно, если способно обеспечить получение некоего реального результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.).

Истинность есть полезность знания, его эффективность.

Но тоже сложности: например, в морепла­вании удобны и практически полезны навигационные расчеты на основе геоцентрической модели мира, но это не означает, что она истинее, чем гелиоцентрическая.

 

4) Конвенционалистская концепция

Истина всегда есть всегда продукт гласного (а чаще – негласного) соглашения между участниками познавательного процесса.

 

Можно рассматривать перечисленные концепции и как отдельные стороны истины.

 

Вообще же выделяют критерии истинности:

- практика;

- эмпирический (эксперимент чаще всего);

- логический (непротиворечивость, правильность доказательств, независимость аксиом и исходных постулатов и т.д.);

- эстетический (красота).

Особенно для математиков, но не только.

- Был еще и психологический кри­терий истины, который восходит к Декарту

Истинным является то, что ясно и четко, что не вызывает никаких сомнений у познающего субъекта.

 

Универсального критерия истины, кото­рый уберег бы нас от заблуждений, просто не существует.

 

Истина всегда конкретна, всегда определяется конкретными обстоятельствами и имеет границы действия.

 

Ложь – это преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет, связанный с прагматичным использованием (сокрытием) знания в собственных целях.

 

Заблуждение – это непреднамеренная трактовка истинного знания как ложного, а ложного – как истинного.

Познание без заблуждений невозможно.