Тема 4. Диалектика: философское учение о всеобщих связях и развитии

1. Диалектика и ее исторические формы. Структура диалектики: объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики. Метафизика как альтернатива диалектики.

2. Закон единства и взаимоисключения противоположностей. Противоречие, его структура и типы. Специфика социальных противоречий.

3. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений в развитии. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.

4. Закон отрицания отрицания. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания. Цикличность и поступательность прогрессивных изменений. Повторяемость в процессе прогрессивного развития.

5. Категории диалектики:

а) единичное и общее;

б) сущность и явление;

в) содержание и форма;

г) причина и следствие;

д) необходимость и случайность;

е) возможность и действительность.

6. Системность и нелинейность бытия. Синергетика и глобальный эволюционизм как современные формы диалектического миропонимания.

Основные понятия: диалектика, метафизика, догматизм, со­фистика, эклектика, релятивизм, закон, категория, противоречие, свойство, мера, эволюция, революция, прогресс, регресс, детерминизм, индетерминизм, сущность, содержание, форма, причина, необходимость, случайность, возможность, действительность, система, структура, элемент, волюнтаризм, фатализм, отрицание, синергетика, бифуркация, глобальный эволюционизм.

Темы докладов и творческих проектов

1. Диалектика как общая теория развития.

2. Диалектика как искусство спора в философии Сократа и софистов.

3. Понятие закона и закономерности. Динамические и статистические законы.

4. Современное общество: система противоречий.

5. Россия и современные вызовы истории.

6. Христианское понимание свободы.

7. Свобода и необходимость. Границы и перспективы свободы.

8. Категория «свобода» в философии З. Баумана (по работам «Индивидуализированное общество», «Свобода»).

9. Синергетика: основные идеи и принципы.

 

Задания для самоконтроля

1. Учение о развитии в его наиболее полном виде – это …

2. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип – …

3. Источник развития, с точки зрения диалектики, – это становление и

разрешение –…

4. Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе – это …

5. С точки зрения философии, развитие:

а) характерно только для социума;

б) присуще только человеку;

в) характерно только для живых систем;

г) присуще природе, обществу, сознанию

6. Из приведенного перечня философских понятий выделите основные категории диалектики: материя и сознание; бытие и небытие; единичное, особенное, общее; содержание и форма; чувственное и рациональное; субъект и объект; причина и следствие; ощущение и понятие; необходимость и случайность; возможность и действительность; имманентное и трансцендентное; содержание и форма; пространство и время; человек и природа; часть и целое; сущность и явление.

7. Назовите философа, который впервые в истории европейской философии сформировал законы диалектики как теории развития: а) Аристотель,
б) Ф. Аквинский, в) И. Кант, д) Г.Гегель, е) Ф.Ницше, ж) Ф. Шеллинг.

8. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа:

а) развития; б) индетерминизма; в) детерминизма; г) волюнтаризма

9. Как отражена в данном стихотворении идея причинности? Неизвестный английский поэт XVIII века писал:

«Все в мире связано вокруг,

Примеры мы не будем множить,

Цветка ты не заденешь вдруг,

Чтобы звезды мог не потревожить?»

10. Назовите область современного научного знания, связанную с изучением явлений самоорганизации и претендующую на роль основания новой научной картины мира:

а) теория нестационарной Вселенной;

б) общая теория относительности А. Эйнштейна;

в) синергетика;

г) теория инфляционной Вселенной.

11. Скажите, о каком отрицании идет речь в следующем стихотворении:

«Мы во власти мятежного страстного хмеля,

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы».