Воспитание и обучение в эпоху эллинизма в древнем Риме. Гуманистический подход к воспитанию.

В Элладе и преимущественно на Ближнем Востоке в эпоху после распада империи Александра Македонского (III-I вв. до н. э.), культура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческого образования. В этот период, получивший в науке название эпохи Эллинизма, система греческого образования распространяется по Средиземноморью, проникает в Причерноморье, на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию. В самой Греции в Эллинскую эпоху произошли важные перемены в сфере воспитания и образования. Так, в Афинах видоизменилась система школьного образования. Произошли существенные подвижки в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. "За каждую ошибку я сполна всыплю", говорит учитель в стихах времен Эллинизма. По окончании мусического и гимнастического образования учеников ждала новая ступень - грамматическая школа. Программой грамматической школы предусматривалось научить правильно писать, читать, говорить, дать представление о музыке. Поменялись уклад и программы гимнасий. В них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого присутствовали уже в грамматической школе. Утратила свой военный характер эфебия. Она превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись разнообразные теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии. Преподавались грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т.д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфебии равнялся одному году. Вершиной образования считались философские школы, фактически превратившиеся в высшие учебные заведения. Всего в Афинах действовали четыре философские школы. Помимо основанных Платоном Академии и Аристотелем Ликея были созданы еще две школы - стоиков и эпикурейцев.

При общей философской направленности образования в программах школ делались определенные акценты. В Академии поощрялся, например, интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки.
Основатель стоической школы Зенон (335-262 гг. до н. э.) полагал, что посредством воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У Зенона молодежь обучалась философии, в которую входили физика, этика, логика с риторикой и диалектика (под последней понималась наука "правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов"). Эпикур (341-272 гг. до н. э.) был предшественником сенсуалистского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению. Главной педагогической задачей он считал освобождение человека от невежества и тем самым открытия ему пути к счастью.
В Греции, как и во всем Эллинском мире, образование было прежде всего общественным делом, что, впрочем, не исключало частной инициативы.
В Эллинскую эпоху возникают новые центры просвещения. К ним в первую очередь следует отнести Александрию – египетскую столицу династии Птолемеев (305-30 гг. до н. э.). Как и во всем Эллинском мире, в Александрии насаждалось греческое образование и существовали школы низшего и среднего типа. С особым внимание относились здесь к высшему образованию. Птолемеем II (308-246 гг. до н. э.) был основан Мусеум. Сюда приглашали лучших ученых. Среди преподавателей и воспитанников Мусеума были те, чьи имена знал весь Эллинский мир: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г. до н. э. - около 500 тыс.). Здесь можно было изучать все тогдашние науки. Согласно эллинистической традиции, изучались философия, математика, астрономия, филология, естествознание, медицина, история и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.
Александрия послужила своеобразным мостом между Элладой и Римом. По словам древнегреческого историка Страбона, в Риме было множество александрийских учителей.

 

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В так называемую эпоху царей (VIII-VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи, дома как ячейки общества и воспитания. Дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов. Юнона почиталась как покровительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т.д. Отец был в семье неограниченным властелином. Мать пользовалась куда меньшими правами, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы. Отношения в семье часто были далеко не идиллическими. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах у детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья всегда считалась ответственной за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подраставшего поколения. "Вся наука из родного дома", - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.). Как утверждает римский историк Ливий, первые попытки создания учебных заведений относятся к 449-му г. до н. э. Занятия проводились частными лицами на форуме - в месте общественных сборищ римлян. К III в. до н. э. восходит появление профессии наставника. Его роль выполняли рабы. Рабыни-няньки следили за детьми до 4-5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и рабов-педагогов содержали состоятельные граждане. Остальные римляне посылали детей учиться на форум. Ремесло педагога считалось унизительным для свободных граждан. Начиная со II в. до н. э. на организацию школьного обучения в Риме большое влияние оказывала традиция эллинистических центров Античного мира. Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными учебными заведениями частных она имела более практическую направленность (подготовка сильных, волевых, дисциплинированных граждан). Из программы воспитания беспощадно исключали изящные искусства - музыку и пение, поскольку они, как полагали многие римляне, "побуждают более мечтать, нежели действовать". Девиз "польза" можно назвать главным в римском воспитании и обучении. Основная цель была обеспечить определенную карьеру или в военном деле или в политике. В первые века нашей эры в Римской империи сложился устойчивый и внешне единообразный канон содержания, системы и методов образования. В I в. основными считались девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К V в. из этого списка были исключены медицина и архитектура. Таким образом, оформилась программа семи свободных искусств с двухчастным делением на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Низшей ступенью обучения свободных граждан являлись тривиальные школы. Продолжительность обучения не превышала двух лет. Учились мальчики и девочки приблизительно с 7-летнего возраста. В круг дисциплин входили латинская (иногда греческая) грамота, общее знакомство с литературой, начатки счета. На занятиях арифметикой систематически пользовались особой счетной доской - абакой, считать учили по пальцам. Учитель занимался с каждым учеником отдельно. Школы находились в не приспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для хорошо успевающих учеников. Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами грамматические школы размещались в более благоустроенных помещениях. В этих школах предлагалась более широкая программа. Помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников было ограниченным, а обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки распределить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей предусматривались уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах. В IV в. появились риторические школы по греческому образцу. Здесь изучали греческую и римскую литературу, основы математики, астрономии, права и довольно интенсивно -философию. Нередко практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства. До нас дошли темы таких диспутов, например, прославление мухи. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ - готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип его гуманистической направленности. Данный принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности при несомненном приоритете интересов личности по отношению к интересам государства. Гуманистичность, демократичность, нравственность свойственны подлинно педагогическому общению и выражаются в стремлении педагога видеть в учащемся индивидуальность, личность, обладающую чувством собственного достоинства, самолюбием, имеющую свои интересы, планы, намерения, свое окружение и образ жизни. Педагог должен обладать следующими качествами личности: искренностью и неподдельностью, объективным отношением и оценкой личности, терпимостью, эмпатийностью (умением сопереживать). Принцип гуманного подхода в организации воспитания и обучения предполагает постоянную любовь к ребенку, сочетание уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему. Песталоцци говорил, что воспитывающее влияние на людей прямопропорционально любви к ним. Доброжелательность, понимание, уважение, стремление помочь человеку – извечные ценности педагога, получившие новое развитие в идеях современного гуманизма. К человеку следует относиться как к личности, уважать его права и свободы, интересоваться его мнением, понимать его желание быть индивидуальностью, не увлекаться запретами, стараться не прибегать к принуждению, не унижать, постоянно искать взаимопонимание, находить способы влияния на его поведение через пробуждение интереса, увлечений. При этом нельзя забывать о справедливой требовательности, соразмерной, индивидуально направленной, сочетающейся с тактом и этичностью. Гуманистическая педагогика отдает предпочтение демократическому стилю общения педагога и учащегося. При таком стиле общения учащийся выступает не как пассивный объект педагогического воздействия, а как полноправный, активный творческий субъект, обладающий знанием, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и внутренней нравственностью. Учащийся лучше воспринимает педагога, если тот строит свои отношения с ним на основе искренней заинтересованности, стремления сделать жизнь интереснее, радостнее. В процессе педагогического общения время от времени возникают конфликтные ситуации, созданные в силу неумении педагога встать на позицию собеседника, отнестись к нему без предвзятости. Поэтому терпимость является очень важным качеством педагога. Взаимоотношения педагога и учащихся, предполагающие совместную работу по эффективному достижению педагогических целей, носят название педагогики сотрудничества и обеспечивают субъект - субъектное взаимодействие. Такое взаимодействие зарождает и усиливает мотивацию учащихся к добросовестному учению и работе над собой, широко воздействует на личность, влияя на ее развитие.

Гуманистический подход к воспитанию (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов) базируется на уважении к человеку. Наивысшей ценностью является Личность, которая имеет право на свободу, счастье, достойную жизнь. Гуманизм опирается на гуманистическое мировоззрение и предполагает воспитание и развитие гуманистического мировоззрения у воспитанников. Для реализации гуманистического подхода необходимо, чтобы ценностные ориентации и педагогов, и воспитанников всё больше приближались к человеческим качествам, свойствам, чувствам. Приоритетным должно стать воспитание духовно и физически здоровой личности: гражданина, патриота, трудолюбивого человека, творческой саморазвивающейся личности.

В.В. Анисимов предлагает следующие принципы гуманистического воспитания:

  • ориентация на развитие личности;
  • культурологический подход к отбору содержания;
  • деятельностный подход;
  • личностный подход;
  • полисубъектный или диалогический подход (учитель не учит, а стимулирует к саморазвитию);
  • индивидуально-творческий подход;
  • профессионально-этическая взаимоответственность всех участников педагогического процесса.

В процессе реализации гуманистического подхода основными задачами являются следующие:

  • формирование научного мировоззрения у учащихся, основами которого являются образованность, гражданственность, нравственность, профессионализм;
  • развитие положительной мотивации к трудовой деятельности;
  • всесторонне гармоничное развитие каждого человека;
  • усвоение общечеловеческих ценностей, исторического опыта и патриотических традиций Отечества;
  • становление культуры безопасности жизнедеятельности личности;
  • активизация роли воспитания как механизма ускорения и корректировки процесса социализации личности.