Истоки гуманизма в обучении.
О сущности подрастающей личности давно известно, что в возрасте до 12-13 лет она представляет собой мир, открытый для позитивного взаимодействия с окружающей ее действительностью. Мы входим в этот особый мир с благими намерениями научить ребенка жить в современном ему обществе. Но если мы делаем это, не опираясь на его созидательную сущность, развивающуюся только в обоюдной творческой деятельности ученика и учителя, воспитуемого и воспитателя, деформация детской личности, разрушение ее индивидуальности или, наоборот, ее превращение в эгоцентрическую форму существования неизбежны. И тогда необходимость гуманизации образования, то есть сохранение целостности и нравственной природы ребенка, становится профессиональным долгом школы, основным критерием оценки ее работы. Но ведь именно с этой целью и зарождалась педагогика! Она изначально была направлена на духовное развитие человека, его возрастание до идеального ОБРАЗА («образование»).
Обучение и воспитание – два основных понятия, составляющих суть процесса образования, вокруг которых строится работа с детьми. Они являются взаимообогащающими и взаимовлияющими процессами. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний о мире. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание, они рассматривали учителя, прежде всего, как воспитателя.
Таким образом, дело воспитания является основной нравственной задачей учителя, и как решать ее – самый важный вопрос, ответ на который расскрывается классиками педагогики. отстаивающих высокую миссию сотворение человеческой личности.
В основе педагогической профессии всегда лежали представления общества о природе человека, о мере любви взрослого к ребенку. Слово «гуманность» образовано от латинского humanus («человечный») означает не только мировоззрение, возникшее в эпоху Возрождения и основанное на принципах равенства, справедливости, свободного волеизъявления человека в мире, в нем издревле отражена ценность отношений между людьми, оно проникнуто любовью, уважением к человеческому достоинству, верой в нравственный потенциал друг друга.
Мысль о гуманном подходе в работе с детьми, власть над которыми у взрослого человека ограничена только его совестью, прошла через сердца всех великих отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов прошлого. Называя их классиками, подтверждаем, что идеи, подаренные ими, являются вечными образцами для человечества.
Важность развития духовного и нравственного облика воспитуемого ведет свою историю от различных источников философских, религиозных и педагогических размышлений. Основные из них:
1. ВОСТОЧНАЯ ТРАДИЦИЯ. Передача жизненного и духовного опыта непосредственно от Учителя к ученику в их личном взаимодействии. Она не имела прямого влияния на европейскую систему образования, но необходимо помнить, что традиция эта всегда существовала параллельно с западной и неминуемо эти традиции встретились, пересеклись в ХХ веке.
2. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА. В первую очередь, система воспитания в Древней Греции, которая открыла такие воспитательные цели и средства, как гармоничное развитие ребенка и стремление к красоте. Два мудреца – Платон и Аристотель – были основателями науки о воспитании.
3. ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ. Оно в течение двух тысячелетий влияло на взгляды многих педагогов-воспитателей и определило основную тенденцию в формировании самого института образования, который сложился в Европе в Новое время, направленного на воспитание крепкого в своих нравственных основах человека. Если мы обратимся к трудам Я. Коменского, И. Песталоцци, К.Д. Ушинского, то увидим, что их объединяет одна общая черта – все они были христианами. Христианство не было для них условностью, чем-то внешним, оно было незыблемым основанием жизни.
Человечество (языческое) представлено пребывающим в младенчестве, пока в мир ни пришел учитель духовной истины, восприняв которую, люди преображаются из младенцев, подчиняющихся и боящихся Закона, в «чад Божиих», готовых к самоопределению и самосовершенствованию. Однако Истину эту нельзя воспринять сразу. Поэтому Иисус убеждает (рассказывает), воспитывает (показывает) и только потом учит – наделяет Духом и Силой своего Слова. Он представлен Климентом прежде всего учителем душевности, воспитателем нравственного императива – то есть идеальным педагогом: «Практика, а не теория, область Педагога; не обучение, а нравственное улучшение – вот Его цель; жизнь мудреца, а не ученого Он хочет начертать пред нами...».
Однако для эпохи средневековья, в силу трагического разрыва высочайшего духовного идеала и уровня сознания средневекового человека, была характерна вовсе не гуманная, а авторитарная педагогика, сопровождавшаяся абсолютным подавлением воли ребенка, и не только его.
В эпоху Возрождения вместе с разработкой идей гуманизма в философию возвращается и христианская идея о ценности детской личности, вера в ее позитивную направленность развития, творческий потенциал.
4. СИНТЕЗ АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВА лег в основу гуманистических размышлений и поисков новых образовательных моделей в Европе в Новое время.
Имя Яна Амоса Коменского (1592-1670), великого чешского педагога, философа, богослова, религиозного деятеля, защищавшего идеи протестантизма, лингвиста и историка, имеет особое значение для изучения истоков гуманистического воспитания, именно с ним связано теоретическое оформление новой педагогики. Жизнь и творчество этого педагога – гуманиста протекали в крайне сложное время: постреформаторская эпоха, сопровождавшаяся междоусобными войнами и жестоким религиозным сопротивлением католицизма. Он мечтает в эти годы о стройной и логичной системе всеобщего образования, ведущей все человечество к великой цели: гармонии между людьми. Он постоянно работает, развивая и совершенствуя свои идеи, продвигаясь к достижению своей самой главной цели – разработки системы ПАНСОФИИ, то есть школы всеобщей мудрости, которая являлась, по мнению Коменского, истинной и желательной для всех народов.