Глава 3. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯЗЫКА
"Для того, чтобы рассказать о своих внутренних
ощущениях, нам нужны слова, хотя происхождение этих ощущений не
имеет никакого отношения к языку. Если Вы никогда не
задумывались об этом раньше, это противоречие покажется Вам
парадоксальным" [73, 239}. Д. Т. СУДЗУКИ
"Здесь проблемы, связанные с языком, дей-
ствительно серьезны. Мы хотим как-то расска-
зать о строении атома... Но мы не можем опи-
сать атом при помощи обычного языка" [34,
178}.
В. ГЕЙЗЕНБЕРГ
Когда в начале века началось исследование атома, в
научной среде уже были широко распространены представления о
том, что все научные модели и теории приблизительны, и что их
словесные описания всегда страдают от несовершенства нашего
языка. В результате открытий в новой области физики были
вынуждены признать, что человеческий язык абсолютно не годится
для описания атомной и субатомной действительности. Из
квантовой теории и теории относительности, которые являются
двумя столпами современной физики, следует, что эта
действительность не подчиняется законам классической логики.
Так, Гейзенберг пишет:
"Сложнее всего говорить обычным языком о квантовой
теории. Непонятно, какие слова нужно употреблять вместо
соответствующих математических символов. Ясно только одно:
понятия обычного языка не подходят для описания строения атома"
{34, 177}.
Исследования атомной действительности представ-
ляют собой наиболее интересное в философском отно-
шении направление современной физики, которое, к то-
му же, обнаруживает сходство с восточной философи-
ей. По утверждению Бертрана Рассела, все, и в том
числе религиозные школы западной философии, фор-
мулировали философские идеи при помощи логики. На
Востоке, напротив, признавалось, что действитель-
ность не подчиняется законам языка, и восточные муд-
рецы не боялись отказаться от логики и привычных по-
нятий. Мне кажется, именно поэтому их философские
модели являются для современной физики более подхо-
дящим философским обоснованием, чем модели запад-
ной философии.
Лингвистические барьеры, стоящие перед восточными
мистиками и современными физиками, абсолютно идентичны. В двух
отрывках, приведенных ц начале главы, Д. Т. Судзуки говорит о
буддизме, а В. Гейзенберг--об атомной физике, но их слова очень
похожи. И мистики, и физики хотят рассказать о том, что им
открылось, но их высказывания кажутся нам парадоксальными и
нелогичными. Эти парадоксы знакомы всем мистикам, от Гераклита
до дона Хуана, а с начала этого века --еще и физикам.
Многие парадоксы атомной физики связаны с двойственной
природой электромагнитного излучения, и в частности, света. С
одной стороны, очевидно, что излучение состоит из волн,
поскольку она порождает хорошо известное явление интерференции,
связанное с волнами: при наличии двух источников света
интенсивность света в какой-то точке может быть равной не
только сумме двух излучений, но также больше или меньше ее.
Причина--в интерференции волн, исходящих из разных источников:
там, где совпадают гребни волн, излучение сильнее; там где
гребень приходится на подошву, излучение слабее. Можно
определить точную величину интерференции. Электромагнитные
излучения всегда интерферируют, обнаруживая, таким образом,
свойства волн (см. рис. 1).
С другой стороны, электромагнитное излучение обладает
так называемым фотоэлектрическим эффектом: ультрафиолетовый
свет способен "выбивать" из поверхностного слоя некоторых
металлов электроны и должен, следовательно, состоять из
движущихся частиц. Похожая ситуация возникает при проведении
эксперимента рассеиванием рентгеновских лучей. Результаты
последнего можно толковать как столкновение "частиц света" с
электронами. При этом, однако, обнаруживается явление
интерференции, характерное для волн.
На ранних этапах развития теории атома физики не могли
понять, как электромагнитное излучение может одновременно
состоять из частиц очень маленького объема и из волн, способных
распространяться на большие расстояния.
Восточному мистицизму присущи несколько способов
обращения с парадоксами действительности. В то время, как
индуизм скрывает их за цветистой тканью мифа, буддизм и даосизм
предпочитают подчеркивать парадоксы, нежели замалчивать их.
Основное произведение даосизма "Дао-де цзин", написанное
Лао-цзы, кажется очень загадочным и даже непоследовательным.
Оно состоит из интригующе парадоксальных утверждений, и его
емкий, проникновенный и, в высшей степени, поэтичный язык
захватывает внимание читателя, не позволяя ему вернуться на
привычные пути логического мышления.
Китайские и японские буддисты, вслед за даосами,
научились рассказывать о мистическом опыте путем простой
констатации его парадоксальности. Когда дзэнский наставник
Дайто увидел императора Годайго, изучавшего дзэн, он сказал:
"Мы расстались много тысяч кальп назад,
и все же мы не покидали друг друга ни на
мгновение. Мы стоим лицом друг к другу весь
день, но никогда не встречались" [77, 26}.
Дзэн-буддисты обладают особым умением исполь-
зовать несовершенство вербальной коммуникации. Сис-
тема КОАНОВ способна передавать учение их авторов
абсолютно невербально. КОАНЫ--это тщательно про-
думанные парадоксальные задачи, предназначенные для
того, чтобы заставить изучающего дзэн осознать огра-
ниченность логики самым драматичным образом. Эти
задачи нельзя решить путем размышлений из-за их ир-
рациональной формулировки и парадоксального содер-
жания. Они должны остановить процесс мышления и
подготовить ученика к невербальному восприятию ре-
альности. Современный наставник дзэн Ясутани позна-
комил западного ученика с одним из наиболее извест-
ных КОАНОВ следующим образом:
"Один из лучших, то есть самых простых,
КОАНОВ--МУ. Его происхождение таково:
однажды, сотни лет тому назад, в Китае некий
монах пришел к Дз'сю--прославленному учи-
телю дзэн и спросил: "Обладает ли собака
природой Будды?", на что Дз'сю ответил:
"МУ!". Буквально это выражение значит "нет",
но не в этом значение слов Дз'сю. "МУ" -- это
обозначение живой, активной, динамической
природы Будды. Нужно постичь сущность это-
го "МУ" путем поиска ответа в себе, а не в
интеллектуальных размышлениях. Затем ты
должен подробно и живо продемонстрировать
мне, что понимаешь "МУ" как живую истина,
не прибегая к помощи концепций, теорий и
абстрактных рассуждений. Помни, нельзя по-
нять "МУ" умом; его можно постичь только
непосредственно всем существом" [41, 135}.
Наставник дзэн обычно предлагает новичку или
КОАН "МУ", или один из следующих двух:
"Каким было твое первоначальное лицо до
твоего рождения?".
"Хлопок--звук от двух ладоней. Каков же
звук от одной?".
Все эти КОАНЫ имеют более или менее уникаль-
ные решения, приближение к которым опытный учи-
тель может немедленно распознать в поведении учени-
ка. Как только ответ найден, КОАН тут же перестает
быть парадоксальным и превращается в глубинное,
полное смысла утверждение, созданное на том уровне
сознания, которое помог пробудить учитель.
В школе Риндзай ученик должен решать множество КОАНОВ,
каждый из которых раскрывает один из аспектов дзэн. Это
единственный способ обучения в этой школе, не использующей
никаких положительных утверждений, заставляя ученика
самостоятельно постигать истины, заключенные в КОАНАХ.
Сразу вспоминаются парадоксальные ситуации, возникшие
после рождения атомной физики. Как и в дзэн, можно было решить
парадоксы и постичь истину только при помощи абсолютно нового
подхода -- подхода атомной физики. Природа, как учитель дзэн,
ничего не объясняла. Она только загадывала загадки.
Ученик должен напрячь все свои силы и максимально
сконцентрироваться для решения КОАНА. Книги о дзэн утверждают,
что КОАН сковывает мышление ученика, ставя его в тупик,
повергая в состояние непрерывного напряжения, в котором весь
мир представляется сплошной загадкой. Ощущения создателей
квантовой теории были очень похожими. Послушаем Гейзенберга:
"Я помню многочисленные споры с Богом
до поздней ночи, завершавшиеся признанием
нашей беспомощности; когда после спора я
выходил на прогулку в соседний парк, я вновь
и вновь задавал себе один и тот же вопрос:
..Разве может быть в природе столько абсур-
да, сколько мы видим в результатах атомных
экспериментов?"" {34,42].
Глубинная сущность бытия не может не казаться
парадоксальной и абсурдной, будучи подвергнута ин-
теллектуальному анализу. Мистики всегда признавали
это, но наука лишь недавно столкнулась с этой пробле-
мой. Ученые на протяжении столетий изучали "фунда-
мeнтaльныe законы природы", лежащие в основе всех
природных явлений. Эти явления происходили в их
макроскопической окружающей среде и могли воспри-
ниматься при помощи органов чувств. Поскольку обра-
зы и понятия человеческого языка берут свое начало
именно в чувственном восприятии, они удовлетворитель-
но описывали явления природы.
В классической физике на вопрос о сущности вещей
отвечала ньютоновская механическая модель Вселенной, которая,
во многом повторяя демокритовскую модель, объясняла все явления
движением и взаимодействиями твердых неразрешимых атомов. Атомы
были уподоблены бильярдным шарам, то есть образам чувственного
восприятия. Никто не задавался вопросом, применима ли эта
аналогия к миру атомов. И действительно, экспериментальная
проверка была невозможна.
Однако в двадцатом веке физики смогли подойти к вопросу
об элементарных составляющих материи во всеоружии. Невероятно
сложное оборудование позволяло им изучать различные уровни
строения материи в поисках мельчайших "строительных
кирпичиков". Так было доказано существование атомов и открыты
составляющие их ядра и электроны, и, наконец, компоненты
ядра--протоны, нейтроны и множество других субатомных частиц.
Сложные чуткие приборы современной экспериментальной
физики проникают в глубины субмикроскопического мира, в
области, удаленные от нашей макроскопической среды, и делают их
доступными чувственному восприятию. И все же мы можем судить о
них только по последнему звену в цепочке реакций--по щелчку
счетчика Гейгера, по темному пятнышку на фотопластинке. Мы
воспринимаем не сами явления, а их следы. Сам же атомный и
субатомный мир скрыт от нас.
Итак, современная аппаратура позволяет нам косвенно
"наблюдать" свойства атомов и других частиц, а следовательно, в
какой-то степени "познавать" субатомный мир. Но эти знания в
корне отличаются от наших знаний о том, что окружает нас в
повседневной жизни. Они уже не определяются непосредственным
чувственным восприятием, и поэтому обычный язык, заимствующий
свои образы из мира чувств, не годится для описания исследуемых
явлений. Проникая в толщу вещества, мы должны отказываться от
образов и понятий обычного языка.
В путешествии в мир бесконечно малого самым важным
шагом был первый -- шаг в мир атомов. Проникнув под оболочку
атома, изучая его внутреннее устройство, наука вышла за пределы
чувственного восприятия. С этого момента она уже не могла с
уверенностью опираться на логику и здравый смысл. Атомная
физика впервые описала истинное строение вещества. Подобно
мистикам, физики теперь имели дело с нечувственно
воспринимаемой реальностью и, подобно мистикам, сталкивались с
парадоксами этой реальности. Поэтому модели и образы
современной физики стали родственны моделям и образам восточной
философии.